Stratagema — cтратегия эффективности

Исследования

Исследование Международного института политической экспертизы "Исследование предвыборной ситуации в Киргизской республике"

09.09.2010
10 сентября 2010 г. начинается избирательная кампания по выборам в парламент Киргизии.

Международный Институт Политической Экспертизы (МИПЭ) в рамках программы мониторинга избирательных процессов в постсоветских странах провел исследование предвыборной ситуации в Киргизской республике. Исследование включало в себе 2 волны опросов (с 1 по 10 августа 2010 г. и с 1 по 7 сентября 2010 г.). Объем выборки – 3 000 респондентов. Выборка пропорциональная, средневзвешенная, представлены все регионы страны, статистическая погрешность не превышает 2 %. Также была проведена серия из 30 фокус-групп во всех регионах страны, что позволило выявить глубинную мотивацию избирателей по выбору той или иной партии.

 Основные выводы исследования:

  • Главные проблемы, волнующие избирателей, - это межнациональные отношения, политическая нестабильность и состояние экономики (безработица, неконтролируемый рост цен).
  • В геополитическом плане киргизский избиратель ориентирован на стратегический союз с Россией. Положительно оценивают деятельность Дмитрия Медведева и Владимира Путина 84 и 89 % соответственно, в то время как к Бараку Обаме позитивное отношение демонстрирует лишь 41 % опрошенных. Видят в России ближайшего союзника 66 % респондентов, в США – только 7 %. Столь однозначный пророссийский крен избирателей вынуждает мимикрировать даже проамериканские партии, такие, как «Ата Мекен».
  • Сохраняется высокая степень поляризации страны на Север и Юг. Большинство партий воспринимаются как преимущественно северные (Ата Мекен, Ак Шумкар) или южные (Ата Журт, Единый Кыргызстан, Партия Коммунистов Кыргызстана). То же относится и к политикам. К примеру, количество положительно оценивающих деятельность президента Киргизстана Розы Отумбаевой на Севере составляет 35 %, а на Юге – 4 %. Несколько более равномерно распределен электорат у таких партий, как Республика (несколько больше на Юге), СДПК и Ар Намыс (больше поддержка на Севере).
  • Продолжается снижение рейтинга Временного правительства, причем главным пострадавшим является лицо новой власти - партия Ата Мекен и ее лидер «киргизский Ющенко» Омурбек Текебаев (снижение рейтинга с 18 до 15 % за месяц).
  • Существует общественный запрос на появление новых лиц в политике. Более 30 % опрошенных хотят кардинального обновления политической элиты и прихода во власть новых людей.
  • Высоко ожидание фальсификации выборов у избирателей и высокая степень готовности принять участие в акциях протеста. 35 % избирателей считают, что фальсификации, скорее всего, будут, и 21 % готов принять участие в акциях протеста. 

 
Определился круг партий, которые имеют шансы на попадание в парламент. На данный момент рейтинг партий выглядит следующим образом:
 
Ответ на вопрос
«Если выборы в Жогорку Кенеш прошли бы в ближайшее воскресенье,
 за какую партию Вы бы проголосовали?»
(первая цифра – данные сентябрьского опроса,
в скобках – данные за август)
 
 
Ата Мекен – 15 (18)
Социал-демократическая партия Кыргызстана – 13 (11)
Республика – 11 (5)
Ата Журт – 8 (10)
Единый Кыргызстан - 6 (8)
Ак Шумкар – 6 (5)
Ар Намыс – 6 (4)
Партия Коммунистов Кыргызстана – 4 (5)
Остальные партии – менее 1 %.
 
Старейшая киргизская партия Ата Мекен, вступившая в кампанию в роли лидера, вызвала на себя огонь критики со стороны остальных участников предвыборной гонки. По репутации руководителя партии Омурбека Текебаева серьезно ударили обвинения в том, что его заигрывания с одним из лидеров узбекской диаспоры Кадыржаном Батыровым спровоцировали кровавые события в городе Ош. В то же время у «Ата Мекен» есть ядерный электорат, который ценит лидера партии за последовательную оппозиционность всем властям и склонен отвергать любые обвинения в его адрес. Однако Текебаев после 20 лет в оппозиции очевидно некомфортно чувствует себя в нише «партии власти». Как уже говорилось, именно «Ата Мекен» воспринимается как основной мотор апрельской революции и олицетворение Временного правительства (электорат Ата Мекен – единственный из всех партий, у которого преобладают позитивные оценки нынешней власти). А значит, именно Ата Мекен склонны в первую очередь винить в неудачах Временного правительства. Именно с Текебаевым связывают и скандальные поправки в Избирательный кодекс, облегчающие фальсификацию выборов, в последний момент отмененные президентом Розой Отумбаевой. Кроме того, по престижу партии ударил скандал с украденной у украинской партии СДПУ (о) программой и неудачно проведенные дебаты с лидером «Республики» Бабановым. В итоге – закономерное падение на 3 пункта (с 18 до 15 %).
 
Партнер Ата Мекен по коалиции – СДПК экс-премьера Алмазбека Атамбаева – несколько нарастила свой рейтинг по сравнению с августом (с 11 до 13 %). Этому поспособствовал ребрендинг партии и активное присутствие ее лидера в информационном пространстве. Эффект от визита Атамбаева в Москву и его встречи с Владимиром Путиным опрос, который проходил с 1 по 7 сентября, не успел замерить.
 
Резкий скачок рейтинга новой партии «Республика» (прирост более чем вдвое за месяц) связан с тем, что идеология этого проекта совпала с ожиданиями избирателей, ориентированных на обновление элит и появление новых лиц. Лидер партии, 40-летний бизнесмен Омурбек Бабанов в 2009 г. недолго пробыл на посту первого вице-премьера по экономике и ушел из-за конфликта с кланом Бакиевых. Акцент на экономической программе, активное вовлечение в партию регионального бизнеса и самая большая в стране сеть агитаторов дали «Республике» резкий скачок узнаваемости и, следовательно, рейтинга, причем как на Севере (Талас, Нарын), так и на Юге (Ошская и Джалал-Абадская области).
 
Две оппозиционных «южных» партии, электорат которых сосредоточен в Джалал-Абадской и Ошской областях, – Ата Журт и «Единый Кыргызстан» - незначительно снизили свой рейтинг. В случае с Ата Журтом (падение с 10 до 8 %) это связано с активной медийной и слуховой кампанией со стороны «партии власти», которая обвиняет атажуртовцев в поддержке со стороны сына экс-президента Максима Бакиева (антирейтинг – 89 %) и попытке реставрации режима Бакиевых.
 
Лидеру «Единого Кыргызстана» (падение с 8 до 6 %), использующего объединительную риторику, экс-спикеру парламента и руководителю Совбеза Адахану Мадумарову моментально напомнили его крылатую фразу "Кыргызстан — дом для кыргызов, все остальные здесь квартиранты". Также оппоненты обвиняют Мадумарова в активном участии в передаче киргизских земель Казахстану.
 
Ветераны киргизской политической сцены – умеренно-националистическая партия Ак Шумкар экс-министра финансов Темира Сариева и интернационалистическая партия Ар Намыс экс-премьера Феликса Кулова несколько улучшили свои позиции.
 
Ак Шумкар (рост с 5 до 6 %), входящий в правящую коалицию, развернул активную кампанию на Севере страны и получил прирост в своих «ядерных» регионах - Чуйской и Нарынской областях.
 
Электорат Ар Намыса (рост с 4 до 5 %), в котором высока доля русскоязычного населения (лидер партии Кулов плохо говорит по-киргизски), сосредоточен в основном в столице страны Бишкеке и Чуйской области.
 
Незначительное падение рейтинга киргизских коммунистов (с 5 до 4 %) может быть связано со сменой лидера. Раскрученный экс-глава партии Исхак Исмаилов, против которого Временное правительство возбудило уголовное дело, был заменен на гораздо менее известную Бумайрам Мамайсеитову. ПКК не является идеологической партии. Голосование за нее, как и за большинство партий, имеет ярко выраженную региональную окраску. В данный момент партия имеет наибольший рейтинг на Юге - в городе Ош и Баткенской области.
 
В заключение стоит отметить, что проведение социологических исследований в Киргизии имеет свои сложности. Серьезное влияние клановых факторов на электоральное поведение приводит к тому, что картина голосования очень мозаична и может резко отличаться даже в соседних районах и селах. Также в некоторых населенных пунктах (например, расположенных в Баткенской области) интервьюеры сталкивались с высоким процентом отказов от ответа на вопрос о голосовании за партию (до 30 %), хотя в целом по стране процент «отказников» невелик (5 %).
 
По разным оценкам, за пределами Киргизстана в данный момент на заработках находится несколько сот тысяч граждан этой страны. Оценить их электоральные предпочтения достаточно сложно, как и предсказать, будут ли им созданы условия для голосования. По крайней мере, во время недавнего рефрендума по Конституции новые власти сделали всё, чтобы минимизировать участие гастарбайтеров в выборах (видимо, исходя из того, что большая часть гастарбайтеров – выходцы с Юга, а у власти находятся северные элиты).
 
Нельзя недооценивать и роль административного ресурса, хотя надо признать, что президент страны Роза Отунбаева предприняла в последнее время ряд шагов, которые снижают возможности для фальсификаций (отмена поправок в Избирательный кодекс, возможность введения видимой маркировки избирателей).
 
И самая важная проблема для предсказания состава будущего парламента – это жесткость избирательного законодательства с точки зрения проходного барьера и региональных квот. Даже набор 5 % от списочного состава избирателей (а именно таково требование законодательства Киргизстана) не гарантирует партии попадания в парламент, поскольку существует еще и так называемый региональный барьер – 0,5 % от списочного состава во всех областях, а также городах Бишкек и Ош.
 
На сегодняшний день, судя по данным опроса, региональный барьер переходят во всех регионах только 3 партии-лидера – Ата Мекен, СДПК и «Республика».
 
Третью волну исследования электоральных предпочтений жителей Киргизской республики Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) планирует провести в конце сентября 2010 г..
В ближайшее время на сайте Stratagema.org будут опубликованы аналитические отчеты по итогам фокус-групп, описывающие восприятие избирателями имиджей партий Киргизии и их лидеров.
 

Международный Институт Политической Экспертизы

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.