Политтехнологии

Феномен "Движения Паликота" в Польше

24.05.2012
Инна Романова
По словам международных наблюдателей миссии CIS-EMO главной сенсацией выборов 9 октября 2011 года в польский Сейм стал феноменальный успех «Движения Паликота», получившего 40 мандатов и 7 мест в польском сенате.

На парламентских выборах 9 октября 2011 года в Польше за «Движение Паликота» отдали свои голоса 10,02% избирателей (1 439 490 человек). При этом у победившей «Гражданской платформы» - 39,18%, а у «Права и справедливости» Ярослава Качиньского – 29,18%. Результат выглядит особенно впечатляющим, с учетом того, что новой партии на тот момент было около года – до октября 2010 Януш Паликот состоял в «Гражданской платформе» Дональда Туска. По сравнению с бывшими соратниками, результат для столь молодой партии в традиционно консервативной Польше совсем не плох. Распределение мест в сенате выглядит следующим образом: «Гражданская платформа» - 63, «Право и справедливость» - 31, «Польская крестьянская партия» - 7, «Движение Паликота» - 7, «Союз демократических левых сил» - 2 места. Мандаты в новом Сейме распределились следующим образом: «Гражданская платформа» — 207, «Право и справедливость» — 157, «Движение Паликота» — 40, «Польская крестьянская партия» — 28, «Союз демократических левых сил» — 27, «Немецкое меньшинство» — 1.

Осенью 2010 года Януш Паликот с громким скандалом вышел из «Гражданской платформы» и публично вернул мандат депутата Сейма, в котором состоял с 2005 года. Основав движение «в поддержку себя», политику удалось создать левое движение, не вызывающее ассоциаций с традиционными польскими партиями, имеющими либо коммунистическое прошлое, либо консервативную клерикальную позицию. Текущее название партия получила 1 июня 2011 года. Первоначально «Движение Паликота» не вызывало серьезного отношения со стороны соперников, как и со стороны аналитиков и СМИ. Отчасти это можно связать с нетипичными для Польской политики предвыборными обещаниями, отчасти с необычным составом членов партии. В движение не вошли популярные или известные массовой аудитории политики, но вошли представители различных категорий населения, включая представителей секс-меньшинств (гей-активист Роберт Бедронь) и одного транссексуала (Анна Гродская). При этом, менее, чем за год новая партия вошла в пятерку ведущих политических сил страны. Поляки назвали Паликота тем политиком, с которым большинство из них «хотели бы выпить кружечку пива».

В программе партии «Движение Паликота» содержатся обещания, неожиданные для католической Польши. В частности, Януш Паликот обещает добиться удаления крестов из помещения Сейма, из школ и вузов. Одним из ключевых пунктов программы можно назвать прекращение финансирования религиозных организаций, прежде всего, католической церкви, прекращение религиозного образования в школах, возвращение земель, полученных за последние 20 лет, и уменьшение влияния церкви на политику. «Тот факт, что Паликот провел в Сейм столько депутатов, свидетельствует о серьезных изменениях в обществе и публичной сфере. Многие партии руководствовались оборонительной стратегией, избегая конфликтов и даже дискуссий с Церковью. Паликот пошел в лобовую атаку, и оказалось, что это ему не повредило (...) Движение Паликота носит характер гражданской инициативы снизу, сосредоточенной вокруг харизматического лидера. Паликот увидел и использовал возможности самоорганизации граждан». (Михал Сутковский, «Газета выборча», 12 окт.)

Заявления, которых ранее старались избегать остальные политики, сыграли Паликоту только на руку – ему удалось создать образ церкви как паразитирующего института, расходы которого перенесены на плечи работающих граждан страны. Одно из требований – обложить доходы церкви и ксендзов налогами наравне со всеми. С этими заявлениями Януш Паликот объехал всю Польшу, включая традиционно католические регионы. «Ксёндзы постепенно начали контролировать ключевые аспекты частной жизни граждан, пытаясь взять на себя функции бывших „парткомов“ ПОРП как уполномоченных государством и церковью блюстителей семейной морали. Ответная (и причем достаточно массовая) реакция не могла не возникнуть в самых широких слоях польского общества. Даже в весьма консервативной крестьянской среде началось переосмысление роли ксёндзов в социально-экономической жизни приходов», – пишет наблюдатель CIS-EMO Олег Верник. Ежи Урбан, главный редактор польского политико-сатирического еженедельника Nie, так прокомментировал результаты парламентских выборов в Польше: «Для Польши очень важно падение мифа о том, что любой бросающий вызов Церкви неизбежно проигрывает. Одно это является исторической заслугой Януша Паликота. Он доказал, что демократия не означает зависимость от Церкви. Диктат духовенства уже не будет давить на политическую жизнь в Польше как надгробная плита, и это скажется на курсе правящей «Гражданской платформы».

(«Остановим лицемерие»)

Партия Паликота придерживается социально-либеральной идеологии и ориентирована в основном на молодежь, что вполне подтверждают опросы. Например, в почти полутора тысячах школ среди польских старшеклассников проводилась имитация парламентских выборов, в которых «Движение Паликота» выиграло с 36% голосов, что выше, чем у Туска и Качиньского. В программе Паликота присутствуют такие пункты как легализация «партнерских союзов» для гетеро- и гомосексуальных пар, легализация марихуаны, либерализация закона об абортах, финансирование из госбюджета экстракорпорального оплодотворения, свободный доступ к контрацепции, бесплатный доступ в интернет. Подобные лозунги уже ставшие популистскими для молодых партий в Европе, не были всерьез восприняты оппонентами. Большинство аналитиков, однако, считают, что партии Паликота помог добиться успеха один из ведущих европейских политтехнологов Петр Тимохович, который сумел точно определить пустующую нишу в польской политике и направить идеологическую платформу политика в нужном направлении, сыграв на общественных протестных настроениях.

При всей экстравагантности части программы, остальные пункты всецело соответствуют ныне популярным в Европе социалистическим настроениям: уравнивание женских и мужских пенсий, борьба с бюрократией, поддержка малого предпринимательства, увеличение бюджетного финансирования культуры, борьба с бюджетным дефицитом, сокращение расходов на оборону до 1% ВВП и прекращение участия республики в военных операциях за рубежом, упразднение Сената и уменьшение числа депутатов Сейма до 360 человек, а также уменьшение количества уровней региональной администрации, т.к. для 38 миллионов поляков это слишком много. Призывы Паликота к распределению доходов в пользу бедных и утверждение о том, что задача власти защищать самых слабых, поначалу воспринимались оппонентами довольно скептически, т.к. известно, что политик является одним из богатейших людей Польши, но это не вызвало диссонанса в восприятии избирателей, как и тот факт, что при своих сегодняшних антиклерикальных лозунгах еще несколько лет назад Паликот издавал католический альманах.

(«Я в политике не ради денег»)

«Паликот никому не говорит, что у поляков в кошельках прибавится денег. Он говорит лишь, что будет стараться немного изменить систему ценностей польского общества», — проф. Януш Чапинский. («Польска», 10 окт.) Фонд Лешека Бальцеровича «Форум гражданского диалога» подсчитал, во что обошлось бы выполнение предвыборных обещаний различных партий: ГП — 14 млрд. злотых, ПиС — 67 млрд. зл., ПСЛ — 215 млрд. зл., СДЛС — 218 млрд. зл., «Польша прежде всего» — 112 млрд. зл., Движение Паликота — 6 млрд. зл. («Газета выборча», 1-2 окт.)

В области экономики Паликот предлагает ввести плоскую шкалу налогообложения в размере 18% для трех основных налогов – НДС, подоходного и налога на прибыль. Из социально-экономических лозунгов следует отметить повышение пенсионного возраста (против данной поправки, тем не менее, часто происходят выступления в других странах Европы), и либерализацию трудового законодательства. В области внешней политики партия занимает направление противоположное традиционному – полякам нужно отказаться от убеждения, что главным союзником Польши выступают США, т.к. Польша не получает выгод от этого союзничества. Паликот заявляет, что нужно вывести войска из Афганистана, завершить участие в ПРО и сотрудничать с соседями – Россий и Германией.

(Ролик, высмеивающий "Гражданскую платформу" и "Право и справедливость")

Каждый из перечисленных лозунгов еще несколько лет назад считался бы «антипольским» и, по убеждению экспертов, гарантировал бы провал любому политику, но в 2011 году таким образом «Движение Паликота» мобилизовало себе 10% сторонников. По оценкам аналитиков за Паликота голосовала в основном городская молодежь, но, согласно электоральным картам, его поддерживали и в консервативных крестьянских регионах республики. «Вероятно, партия Паликота стала партией бунта против истеблишмента», — проф. Мирослава Грабовская, директор ЦИОМа. («Жечпосполита», 10 окт.)

Данные голосования за «Движение Паликота» по регионам с сайта electoralgeography.com

1 Legnica 11.59%
2 Wałbrzych 12.79%
3 Wrocław 9.59%
4 Bydgoszcz 12.09%
5 Toruń 10.73%
6 Lublin 11.77%
7 Chełm 12.05%
8 Zielona Góra 11.71%
9 Łódź 10.82%
10 Piotrków Trybunalski 8.81%
11 Sieradz 10.48%
12 Kraków I 8.83%
13 Kraków II 8.90%
14 Nowy Sącz 4.67%
15 Tarnów 6.60%
16 Płock 8.38%
17 Radom 8.53%
18 Siedlce 6.86%
19 Warszawa I 10.87%
20 Warszawa II 8.55%
21 Opole 9.67%
22 Krosno 7.06%
23 Rzeszów 6.72%
24 Białystok 8.02%
25 Gdańsk 9.06%
26 Gdynia 9.53%
27 Bielsko-Biała 9.42%
28 Częstochowa 13.39%
29 Gliwice 10.78%
30 Rybnik 9.02%
31 Katowice 10.90%
32 Sosnowiec 14.81%
33 Kielce 8.85%
34 Elbląg 11.58%
35 Olsztyn 11.20%
36 Kalisz 10.14%
37 Konin 11.16%
38 Piła 11.01%
39 Poznań 11.69%
40 Koszalin 12.36%
41 Szczecin 11.84%
  TOTAL 10.02%

 

Многие аналитики утверждают, что результат «Движения Паликота» на парламентских выборах – победа популистских идей, но необходимо учитывать, что харизматичный Паликот со своими протестными лозунгами идеально вписался в пустующую электоральную нишу в левом крыле. Радикальные зеленые, движения, выступающие за права женщин, легализацию абортов, декриминализацию легких наркотиков, антифашистские структуры не стремились в парламент, либо не имели перспектив, традиционно отличаясь слабой активностью в официальной политике. По мнению Олега Верника: «Устойчивый политический тандем евроскептиков-националистов из «Права и справедливости» и польской католической церкви к началу 2011 года уже начал серьезно тяготить не только ключевых чиновников Евросоюза и крупный польский бизнес, ориентированный на западноевропейский, российский и украинские рынки, но и самые широкие массы польских граждан… Граждане Польши, идеологически и психологически ориентированные на общество социальной справедливости все сильнее и сильнее разочаровываются в «партии бывших», предпочитают искать левую альтернативу скомпрометировавшим себя «посткоммунистическим социал-демократам». Cоциолог Януш Чапинский считает, что «своими посланиями Паликот затронул очень большую группу поляков, которые не дождались подобных предложений от других больших партий. Он получил поддержку особенно у молодых поляков, которым надоел затхлый политический воздух».

Предвыборные выступления Паликота можно назвать скандальными, по сравнению с другими лидерами политических партий. Его соратники также отличились громкими действиями (например, Анна Гродская, принявшая участие в драке во время попытки членов партии снять крест в парламенте), что практически каждый день привлекало внимание журналистов, обеспечив «Движению Паликота» регулярные упоминания в СМИ и едва ли не ежедневные появления на телеканалах. «Меня удивляет, что кто-то воспринимает это всерьез», — отметил Дональд Туск, выразив мнение, что его присутствие в любой коалиции «создаст хаос». Ярослав Качиньский в свою очередь признал, что предпочитает победу «Гражданской Платформы» на выборах по вхождению в сейм Паликота, «так как его присутствие в польской политике приведет к гибели».

Еще будучи членом «Гражданской платформы» Паликот успел приобрести имидж радикального политика, вступающего в конфликты с элитой. В польском языке в последние годы появился нарицательный термин «паликотизация», что означает вульгарное поведение и использование ненормативной лексики в публичных выступлениях. Но по утверждениям его сторонников: «Старого Паликота уже нет. Сейчас он настоящий государственный деятель в костюме», - отметил музыкальный журналист и член партии Роберт Лешчиньский. После выборов, несмотря на предыдущие скептические заявления, премьер-министр Дональд Туск в интервью журналу Polityka заявил, что рассчитывает на поддержку новой партии в работе над рядом либеральных законопроектов и инициатив. И сам Януш Паликот полагает, что правительство будет рассчитывать на поддержку его партии и «дорого за нее заплатит». «Нам не удастся выполнить всю нашу программу, – говорит Паликот, – но мы попытаемся выторговать хотя бы что-то». По словам политика: «Мы не будем радикально-негативной оппозицией. Законопроекты, направленные на развитие страны, мы будем поддерживать». Польский социолог Януш Чапиньский считает, что через 10-15 лет политик, подобный Паликоту, может стать президентом страны.

(«Я в политике не ради денег») 

Комментарии: