Stratagema — cтратегия эффективности

Политтехнологии

Между розами и оранжевыми ленточками. Часть 2: покушения - это модно

16.12.2004
Павел Демидов, Юрий Сурин
Покушения на государственных деятелей, как находящихся у власти, так и оппозиционных, всегда были неотъемлемой частью политики.

В условиях демократии покушение на жизнь политического деятеля становится политической технологией вне зависимости от того, было ли оно организовано его противниками или его собственной командой. Как правило, если на политика N, участвующего в выборах совершается покушение, это приносит ему некоторое количество голосов - в зависимости от культурных традиций страны и отношения к нему населения, конечно. Впрочем, если антирейтинг N слишком высок, то это покушение вряд ли принесёт ему политические дивиденды.

 
2004 год оказался урожайным на покушения.

Впервые в 2004 году попытка привлечь таким образом избирателей на свою сторону была предпринята в ходе президентской кампании в России. Иван Рыбкин, резко критиковавший президента Путина, вдруг исчез на несколько дней, причём о его местонахождении не знали ни члены его предвыборного штаба, ни его семья. Через несколько суток после исчезновения он вдруг появился в Киеве и выдал невразумительную версию своего исчезновения, намекая на причастность к этому российских спецслужб, отрабатывающих заказ Кремля. Такое топорное применение технологии вкупе со смехотворными объяснениями Рыбкина, путавшегося в собственных версиях произошедшего, конечно, вряд ли могло дать положительный эффект. Вероятно, в случае если бы речь шла о мощном политике, лидере оппозиции, пользующемся высоким моральным авторитетом, этот ход мог бы сработать. Однако человек, открыто поддержанный Борисом Березовским и не имеющий серьёзного политического веса, не мог рассчитывать на поддержку населения, тем более, что не было понятно, есть ли за что его жалеть (и, следовательно, голосовать за него) или нет.

Совершенно другая ситуация сложилась в конце 2004 года на Украине. Покушались на обоих фаворитов предвыборной гонки. Покушение на Виктора Ющенко, в особенности после того, как медики подтвердили факт отравления, несомненно, повлияло на ход избирательной кампании. Несомненно, что сам факт покушения консолидировал сторонников Ющенко и, вероятно, привлёк на его сторону некоторых неопределившихся избирателей (сработал тот же самый "эффект жалости" - sympathy effect). С другой стороны, вследствие отравления Ющенко в прямом смысле слова "потерял лицо", лишившись одного из своих несомненных, с точки зрения женского электората, достоинств. Кроме того, если диагноз, поставленный Ющенко, верен, то несомненно, что отравление сказалось и на его поведении, способности выступать. Наконец, истерия в рядах оппозиции в связи с отравлением своего лидера позволила сторонникам Януковича обвинить противников в разжигании негативных настроений среди населения до выяснения истинных причин произошедшего.

После того же, как уже на Януковича было совершено покушение (если можно назвать покушением бросок в премьер-министра какого-то небольшого предмета - то ли гайки, то ли яйца), кандидаты в Президенты Украины оказались квиты. Впрочем - лишь временно. Перед переголосованием второго тура история об отравлении Ющенко вновь стала самой главной "фишкой" "оранжевых". Да и для самого Януковича падение после попадания яйцом или чем-то еще стала ударом по имиджу мощного и брутального политика.

Однако наиболее удачное покушение для политика, на жизнь которого покушались, произошло весной 2004 года в Тайване. За несколько дней до выборов красный автомобиль с открытым верхом (чем-то похожий на машину, Президента Кеннеди), в котором совершали предвыборную поездку Президент Чен и Вице-президент Аннета Лу, был обстрелян. Раны оказались не опасны. Президент получил пулю в живот, однако не потерял сознания и даже сам дошёл до больничной палаты. Вице-президент была ранена в правое колено. Вследствие покушения были отменены митинги и политические акции в последние дни перед выборами, что особенно важно, когда кандидаты идут вровень. Благодаря "эффекту жалости" Президент Чен, отстававший, согласно последним опросам, от своего противника на 5 процентов голосов одержал победу на выборах, хотя и с ничтожным преимуществом в доли процента.

А вот в Индии покушения на лидера партии Телегу Десам, автомобиль которого наехал на мину, и на одного из министров федерального правительства Шахнаваза Хусейна, которого чуть не задавил джип, фактически не оказали влияния на исход выборов. Партия Телегу Десам даже не смогла вновь провести своих депутатов в парламент страны. А всё потому, что в Индии привыкли к различным актам насилия во время выборов (в 2000 году во время выборов в результате всяких потасовок погибло около 100 человек, в этом году - вдвое меньше).

Можно с уверенностью заявить - не все покушения одинаково полезны для рейтинга политика.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.