Stratagema — cтратегия эффективности

Политтехнологии

Президентские выборы в Польше 2010. Основные кандидаты, тактика

09.07.2010
Инна Романова
В 2010 году трагическая гибель президента Польши Леха Качиньского привела к необходимости досрочных выборов.

Бронислав Коморовский – спикер Сейма Польши становится исполняющим обязанности президента. В апреле 2010 Дональд Туск – премьер министр Польши принимает решение не выставлять свою кандидатуру на выборах и Коморовский становится претендентом на президентский пост от партии «Гражданская платформа». Ярослав Качиньский – брат-близнец погибшего президента становится вторым основным кандидатом на данный пост. По данным предварительного опроса TNS OBOP на 7 мая из десяти заявленных кандидатов в тройку лидеров входят Бронислав Коморовский – либерально-консервативная партия «Гражданская платформа», Ярослав Качиньский – национал консервативная партия «Право и справедливсть» и самый молодой кандидат Гжегож Наперальский от социал-демократической партии «Союз левых демократических сил».

По итогам 1 тура голосования: за Коморовского на официальных президентских выборах отдают голоса – 41,54% граждан, за Качиньского – 36,46%, за Наперальского – 13,68%. Остальные семь кандидатов не набрали и 3% голосов: Януша Корвин-Микке поддержали 2,48% избирателей, Вальдемара Павляка - 1,75%, Анджея Олеховского - 1,44%, Анджея Леппера - 1,28%, Марека Юрека - 1,06%, Богуслава Зентека - 0,18%, Корнела Моравецкого - 0,13%.

Позиционирование кандидатов

Бывший премьер-министр Польши (с июля 2006 – по ноябрь 2007 года) Ярослав Качиньский в начале предвыборной гонки изменяет свои ультра-правые взгляды: призывает к примирению с Россией, национальному примирению внутри страны, сотрудничеству между партиями в угоду интересам Польши. Так же Ярослав Качиньский больше не делает ставку на национализм и патриотизм и заявляет о необходимости демократических реформ. В публикациях и сюжетах СМИ Качиньский был фигурой № 1. Он дал обещание, в случае победы, приложить все усилия для компенсации потерь жителей затопленных наводнением регионов Польши и регулярно облетал их на вертолете. В своих предвыборных выступлениях он затрагивает те же темы, что и Коморовский – реформы, война в Афганистане, международное положение Польши, встречается со студентами – электоратом Коморовского.

Довольно сильно в ходе выборов поднял свои позиции социал-демократ Гжегож Наперальский. С 1999 года он избирался на руководящие должности региональных организаций СДЛС. С мая 2005 года был генеральный секретарем СДЛС. Депутат Сейма Польши Он был запасным кандидатом после смерти Ежи Шмайдзиньского и изначально не предполагалось, что именно он может принять участие в президентских выборах. С самого начала его критиковали в собственных рядах такие значимые политики, как Рышард Калиш и Войчех Олейничак, Но яркая предвыборная кампания: за Наперальского призывают голосовать в своей песне «Это он» две сестры-близнецы, – делает его более узнаваемым. Своим курсом «Вместе изменим Польшу» ему удалось завоевать симпатии молодого электората и избирателей, недовольных или неуверенных в Коморовском или Качиньском.

Бронислав Коморовский – бывший министр обороны Польши, Маршал (председатель) Сейма Польши с ноября 2007 года. С 10 апреля 2010 года и.о. президента Польши. Он выступает за прагматичную политику в отношениях с соседями, демократические реформы, в т.ч. реформу здравоохранения, туристические льготы для студентов. Его предвыборный слолган «Согласие строит». Коморовский получает поддержку своей партии «Гражданская платформа», а так же двух бывших президентов Леха Валенсы и Александера Квасьневского. А отказ Дональда Туска от участия в предвыборной гонке в пользу Коморовского, с одной стороны, повысил рейтинг последнего в Польше, с другой стороны, оппозиционно настроенные СМИ назвали его не иначе как марионеткой в руках Туска. Его основной электорат – средний класс, молодежь, преимущественно горожане. Это люди высшим образованием (66%) в возрасте 30 лет (64%).

Предвыборные дебаты

Основной темой, вызвавшей общественный резонанс было высказывание социально-ориентированного Качиньского 9 июня на собрании в Люблине, что Коморовский хочет приватизировать систему здравоохранения. За это заявление штаб Коморовского подал иск в суд с требованием опровержения данного высказывания. Затем в сети стали появляться антиагитационные ролики, высмеивающие слабые стороны конкурентов, в которых обыгрывались как невыполненные ранее обещания Коморовского,

так и двуличность и «устарелость» Качиньского, то, что он до сих пор живет со старой матерью и кошкой.

Его электорат – правый, консервативный, в основной это пенсионеры и сельские жители. У большинства (49%) среднее образование, возраст, в основном, более 60 лет (45%).

Большинство «уколов» были сделаны кандидатами во время дебатов. Тогда же устанавливается четкая международная позиция Коморовского и Качиньского: Качиньский говорит о необходимости польского присутствия в Афганистане, но оставляет под вопросом длительность данного присутствия, Коморовский заявляет, что войска нужно выводить, Польшу итак потрясли убийства солдат на этой войне. Ярослав Качиньский считает, что Польша должна стать экономическим лидером в «большой двадцатке», а Бронислав Коморовский сделал ставку на Евросоюз и примирение с Россией. Качиньский ставит в укор Коморовскому, что тот как и.о. главы государства не проследил за тем, чтобы следствие по делу о катастрофе президентского самолета под Смоленском вели совместно российские и польские следователи.

Не задолго до второго тура выборов партия Бронислава Коморовского "Гражданская платформа" выступила с критикой Ярослава Качинского, который похвалил бывшего первого секретаря ЦК ПОРП Эдварда Герека за то, что "во время его правления оппозиционеров не сажали в тюрьмы". Сенатор Стефон Неселовский заявил что был политзаключенным, осужденным в 71 году во время правления Герека и обвинил Ярослава Качиньского в фальсификации истории.

Так как в первом туре выборов ни один из кандидатов не набрал нужный для победы процент голосов. Согласно опросу GfK Polonia, проведенному для газеты "Речьпосполита", за Коморовского во втором туре готовы были проголосовать 53% опрошенных, а за Качиньского - 42%. Аналогичные опросы, проведенные неделей ранее, показывали большее преимущество Коморовского в соотношении 54% к 35%. Но 1 июля за три дня до выборов по данным социологического исследования GfK Polonia за Качиньского готовы были проголосовать 49% избирателей. Бывшему лидеру гонки Брониславу Коморовскому намеревались отдать свои голоса 47% поляков.

После первого тура Гжегож Наперальский и политики из правящей партии поддержали Коморовского, призывая своих сторонников голосовать за него, и обещали проследить, чтобы тот сдержал свои предвыборные обещания. По словам Наперальского, Коморовский должен также стремиться к дальнейшему улучшению отношений с Россией, укреплению польской позиции в ЕС, отходу Польских войск из Афганистана. Он так же выразил надежду на то, что Коморовский будет работать с оппозицией.

Ситуация к концу июня достигла своего накала, о чем говорит количество антиагитационных роликов (более 1200), большинство из которых посвящены Брониславу Коморовскому, карикатуры, фотоколлажи, агитационные смс-сообщения – недавно ставшая популярной предвыборная тактика.

В ночь подсчета голосов статистически лидерство трижды переходило от Коморовского – Качиньскому и обратно. До последнего момента было не ясно, кто из кандидатов является однозначным лидером. Утром 5 июля, когда было обработано 95% бюллетеней, стало ясно, что победу одержал Коморовский с разницей 52.63% к 47.37%.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.