Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Внутреннюю политику отпускают на перемену

10.01.2012
Алла Барахова, Ирина Нагорных, Владимир Соловьев, Софья Самохина, Дмитрий Бутрин , Коммерсантъ
Кадровые решения уже приняты, содержательные только готовятся
Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Окончательные параметры реформы политической системы, о которой Дмитрий Медведев заявил в послании Федеральному собранию, будут объявлены до президентских выборов. В середине февраля в Думу должны поступить ключевые законы о выборах губернаторов и изменении правил выборов в Госдуму. Серьезных кадровых перестановок в Кремле после декабрьской рокировки, в результате которой в правительство перебрался главный кремлевский идеолог Владислав Сурков, эксперты до президентских выборов 4 марта уже не ждут.

28 декабря Дмитрий Медведев раздал поручения по реализации предложений, изложенных в его послании Федеральному собранию. Напомним, что 22 декабря президент предложил масштабную политическую реформу, и она уже начала реализовываться (см. "Ъ" от 24 декабря). Следующие шаги должны последовать до президентских выборов. Так, до 15 февраля в Госдуму должны быть представлены проекты федеральных законов, предусматривающих выборы глав субъектов РФ на основе "волеизъявления граждан", а также по изменению системы выборов в Госдуму "исходя из необходимости установления пропорционального представительства избирателей по 225 территориальным округам". А до 1 марта правительство и кремлевская администрация должны подготовить предложения "о создании общественного телевидения на базе одного из федеральных каналов".

Окончательные параметры реформы пока неизвестны. По сведениям "Ъ", в Кремле в связи с упрощением регистрации политических организаций всерьез опасаются появления партий националистического толка, аналогичных и даже более жестких по риторике, чем, к примеру, французский "Национальный фронт" во главе с Марин Ле Пен. Пока, отмечают в Кремле, такие партии не получали права на участие в выборах и доступ в СМИ (и это собеседники "Ъ" считают одним из плюсов прежней системы регулируемого сверху партстроительства), но при появлении у всех равных стартовых возможностей такие организации будут активизироваться. С этим явлением как с "издержками демократии" Кремль готов мириться лишь отчасти, обещая закрывать партии, исповедующие "оголтелый экстремизм".

Похожие опасения в Кремле испытывают и по поводу избранных всенародно губернаторов. В послании президент говорил о сохранении президентского контроля за выдвижением кандидатов в губернаторы — так называемом президентском фильтре. При этом в Кремле подчеркивают, что за президентом в любом случае сохранится право отстранять губернаторов от должности. Необходимость этого кремлевские чиновники объясняют опасностью того, что к власти в регионах, особенно в национальных республиках Кавказа, могут прийти "плохо подготовленные или невразумительные люди", что в свое время уже ставило Россию на грань распада. Главной причиной нововведений в Кремле называют отнюдь не декабрьские митинги протеста против итогов думских выборов, а просьбы самих губернаторов, якобы заявляющих, что "народ для этого созрел".

Реформу, судя по всему, ожидает и институт полпредов, часть функций которых, как признаются в президентской администрации, "себя изжила". Открыт пока и вопрос о том, на каких принципах будет создаваться общественное телевидение. Обновить проект 2002 года в октябре уже предлагал глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов (см. "Ъ" от 25 октября), но его идею в Госдуме назвали трудно осуществимой из-за предполагаемой платности услуг. А после президентского послания о том, что модель общественного телевидения сложна для воплощения в России, заявляли "Ъ" руководители всех главных телеканалов (см. "Ъ" от 23 декабря).

Перемена обязанностей

Отвечать как за политические реформы, так и за президентские выборы в Кремле будут уже новые люди. Сразу после оглашения послания главой президентской администрации был назначен бывший вице-премьер Сергей Иванов (см. "Ъ" от 20 декабря 2011 года), а 27 декабря его первым заместителем был назначен глава аппарата правительства Вячеслав Володин, который сменил на этом посту Владислава Суркова. Тот перебрался в правительство на пост вице-премьера по инновациям. "Стабилизация пожирает своих детей",— заявил он тогда "Интерфаксу", отметив, что засиделся на одном месте работы и давно просил освободить его от прежних обязанностей. При этом он заверил, что не будет принимать участия во внутриполитических проектах, в частности, в "разруливании протестной активности", подчеркнув, что "слишком одиозен для прекрасного нового мира".

Вопрос о том, в какой степени кадровые распоряжения в отношении Владислава Суркова и Вячеслава Володина являются отставками, а в какой степени — назначениями, неоднозначен. В случае с господином Сурковым составляющая "отставки" более очевидна. В значительной степени уход чиновника из достаточно "невертикализированной" с управленческой точки зрения администрации президента в гораздо более жестко управляемое правительство резко сокращает объем его реальных и даже формальных полномочий. На встрече господина Суркова с президентом Дмитрием Медведевым было объявлено, что новый вице-премьер будет курировать в Белом доме вопросы "модернизации и инноваций" в самом широком смысле — от соответствующих проектов власти масштаба "Сколково" до проектов модернизации здравоохранения и образования. Там же сам Дмитрий Медведев подчеркивал, что теми же вопросами господин Сурков занимался в рамках президентской комиссии по модернизации — однако теперь он будет заниматься этим не только как идеолог, но и как исполнитель. То есть Владислав Сурков является формально ответственным за результаты подобных проектов, а вот возможности управлять их идеологией уже в исполнительной власти у него меньше.

Таким образом, господин Сурков потерял пост первого замглавы администрации президента с четкими, пусть и непубличными полномочиями, соответствующими его опыту и карьере, и пока приобрел должность вице-премьера по сомнительным проектам в переходном правительстве до выборов, да еще и должность, предполагающую публичность. В 2008 году по схожему сценарию развивались события вокруг замглавы администрации президента Игоря Сечина, которого буквально вытолкнули на пост вице-премьера. Но в отношении господина Суркова "наказание публичностью и ответственностью" более сурово, чем в отношении господина Сечина. Тот в 2008 году получил гарантированный пост вице-премьера на несколько лет и по прямой специальности — куратором топливно-энергетического комплекса. Господин Сурков, отметим, вопросами бюджетной сети, которые ему придется решать на новом посту в первую очередь, напрямую в своей карьере никогда не занимался.

В случае с Вячеславом Володиным "наказание возвышением" менее очевидно. Причину, по которой господин Володин ушел с должности руководителя аппарата правительства, можно усмотреть разве что в относительно низкой (в сравнении с предшественником Сергеем Собяниным) эффективности работы аппарата Белого дома под его руководством. Новые полномочия Вячеслава Володина формально шире, чем он имел в Белом доме, но администрация президента, напомним, является гораздо менее централизованно управляющейся структурой, и как минимум часть новых возможностей господина Володина на деле так же призрачна, как власть главы аппарата правительства в отношении других вице-премьеров.

Вопреки сложившейся традиции, Белый дом до сих пор не опубликовал формальные поправки в разделение полномочий между вице-премьерами — зато назначил преемником господина Володина в Белом доме Антона Вайно, кадрового дипломата, в последние годы работавшего руководителем протокола главы правительства. Де-факто это назначение предполагает, что господин Вайно будет, по крайней мере первое время, "неполитической" фигурой и в дела коллег-вице-премьеров содержательно вмешиваться не будет. Таким образом, хотя и господин Сурков, и господин Володин имеют теперь более звучные чины, фактически декабрьские кадровые решения — это решения временные: они дают двум чиновникам на новых постах в самое короткое время последний шанс обеспечить себя после мая 2012 года властью менее эфемерной природы.

Попытка стиля

Господин Володин уже приступил к работе в администрации президента. Из правительства в Кремль с господином Володиным перешли несколько ближайших помощников (кремлевские кабинеты руководства администрации президента начали ремонтировать еще в 2010 году, и пока они располагаются на Старой площади). Отметим, что из администрации президента ушла руководитель спичрайтеров Джахан Поллыева, которая стала главой аппарата Госдумы.

Других кадровых замен в управлении и департаментах политического блока пока не произошло. Глава управления внутренней политики президента Константин Костин сохраняет свой пост, который занял недавно — в прошлом году после ухода Олега Говоруна. Господин Костин считается членом команды Владислава Суркова, но он и Вячеслав Володин имеют довольно большой опыт совместной работы. Когда господин Володин был секретарем президиума генсовета партии "Единая Россия", Константин Костин работал заместителем главы исполкома, курировал политический блок, агитацию и СМИ. Их позиции нельзя было назвать единодушными, порой они были конфликтными, но по большому счету они действовали на разных уровнях влияния. К тому же человеку из команды господина Володина потребуется время для того, чтобы войти в курс дела, что в разгар кампании по выборам президента гораздо сложнее. На действующем главе управления окажется и часть ответственности за исход кампании.

Назначение Вячеслава Володина подтвердило его статус руководителя неофициального избирательного штаба Владимира Путина (официальный штаб возглавляет режиссер Станислав Говорухин), так же как в думскую кампанию он отвечал за создание ОНФ. Теперь основная работа в рамках кампании по выборам Владимира Путина будет координироваться им.

Очевидно, что стиль руководства Вячеслава Володина будет отличаться от стиля Владислава Суркова, которого в СМИ называли главным кремлевским технологом, считали серым кардиналом и интриганом и приписывали авторство всех политических скандалов и провокаций, за которыми угадывалась власть. В некотором роде господин Володин — антипод господина Суркова и до сих пор в политической работе демонстрировал не безапелляционную директивность, а маневрирование между различными интересами и аппаратную ловкость. К тому же господин Володин имеет большой опыт публичной политики, в том числе выборной. Источник "Ъ" в администрации президента считает, что "есть курс на то, чтобы больше обсуждать, учитывать внешние инициативы, привести это в некую систему".

Гендиректор совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что между Сергеем Ивановым и Вячеславом Володиным полномочия будут распределены так же, как в свое время между Владиславом Сурковым и экс-главой АП Сергеем Нарышкиным: "Иванов курирует внешнюю политику, внутренней политикой и кадрами будет заниматься Володин". Приход обоих в Кремль эксперт связывает с президентской кампанией, которая "будет непростой". "Иванов ведь технарь. Вот ему и поручили это выполнять. Сурков тоже был технарь, он создал нынешнюю систему власти, но, как показали минувшие выборы, эта система перестала работать,— заявил "Ъ" господин Хомяков.— Иванов и Володин будут заниматься в основном давлением на региональные элиты для сбора голосов, чтобы не допустить второго тура".

Лидер объединенного демократического центра Илья Ройтман также отмечает, что новые сотрудники Кремля будут решать технологические, а не идеологические вопросы и в случае неудачи их могут после выборов "поменять". "Теоретически их задача в президентской кампании — чтобы выборы прошли в один тур. Соответственно, другая задача — выглядеть достойно. Ведь 39% и 49% на выборах — это разные вещи",— пояснил эксперт.

В свою очередь, глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает, что команда у Вячеслава Володина не такая уж большая, и в основном это люди не из аппарата правительства, а из партии. Главный же смысл декабрьских перестановок он видит в том, что накануне выборов Владимир Путин получил полный контроль над кремлевским аппаратом: "Теперь у Путина полный контроль администрации президента и Госдумы. В Кремле у него преданный глава администрации и Володин как альтернатива Суркову, который демонстративно дистанцировался от политических вопросов еще в конце прошлого года, а в Госдуме — лояльный ему менеджер Нарышкин".

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский назвал декабрьские рокировки "последней порцией кремлевских мейнстримовских перестановок". "Это самодемонтаж администрации президента, которая 15 лет задавала политическую повестку дня,— заявил он "Ъ".— Не имеет значение, чьи это назначение — Путина или Медведева. Ясно, что Сурковым Медведев просто рассчитался с общественностью (по крайней мере, он так считает). А Владимир Владимирович с наслаждением этим воспользовался, чтоб завладеть командным пунктом".

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.