Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Украина путается в направлениях

21.03.2012
Марианна Ожерельева , Голос России
Москве и Киеву предстоит долгий торг по ценам на газ, поскольку украинская сторона пока не предлагает конкретных решений существующих вопросов, считает эксперт Евгений Минченко
Фото: EPA

Президент РФ Дмитрий Медведев, российский премьер Владимир Путин и лидеры ЕврАзЭС в неформальной обстановке обсудили итоги состоявшейся накануне официальной встречи в Кремле. Как отметил российский лидер, стороны согласовали подходы дальнейшей работы по развитию интеграции.

Участие во встрече приняли президенты Белоруссии Александр Лукашенко, Казахстана Нурсултан Назарбаев, Киргизии Алмазбек Атамбаев, лидеры государств-наблюдателей при Сообществе - Армении Серж Саргсян, исполняющий обязанности президента Молдавии Мариан Лупу и президент Украины Виктор Янукович. К последнему политику приковано особое внимание СМИ. Он находится с двухдневным рабочим визитом в Москве.

О целях визита президента Украины в Россию "Голос России" побеседовал с директором Международного института политической экспертизы Евгением Минченко.


- Что вы можете назвать главной целью визита Януковича?

- Пересмотр цен на газ.

- Для того, чтобы получить снижение цены на газ, Киев должен что-то пообещать с экономической, с политической точки зрения. Как будет добиваться решения пересмотра цен на газ Киев? Ведь вопрос очень долгий и очень сложный.

- Там есть несколько направлений. Направление первое - это консорциум. Украина настаивает на том, чтобы он был трехсторонним - Россия, Европейский союз и Украина. Второе направление - это предложение по каким-то активам и уступкам в других сферах, не газовых, в пользу России.

И третье - это то, что Украина не хочет обсуждать, а российская сторона, наоборот, ставит во главу угла. Это участие Украины в интеграционных объединениях, в первую очередь, в Таможенном союзе.

- Янукович провел встречу с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Владимир Путин - действующий премьер и избранный президент России, его инаугурация будет в мае. Янукович приезжает к нам в марте. Сближение позиций тоже входит в цель визита Януковича в Россию?

- Я думаю, что, конечно же, ему надо поддержать отношения с Владимиром Путиным, хотя они и так достаточно часто встречаются. Я думаю, что все-таки вопрос не в личном контакте, а в схеме решения газового вопроса. Тем более что в долговременной перспективе у России будет возможность полностью отказаться от украинского транзита, если будут построены и "Северный поток", и "Южный поток". Проекты, конечно, дорогие, но в то же время альтернативные украинской газотранспортной системе.

- В настоящее время между Россией и Украиной есть ряд нерешенных проблем. Это не только вопросы цены на газ, но и, так скажем, "сырная война". Как вы в целом оцениваете уровень двусторонних отношений между странами?

- Я думаю, что проблем достаточно много. "Сырная война" - это инструмент. Есть действительно недобросовестные поставщики из Украины, есть те, кто попали под общую гребенку, хотя на самом деле они не являются виновными в этой истории.

Есть языковая проблема, потому что Россия неоднократно давала сигналы, что хотела бы, чтобы на Украине было двуязычие. В очередной раз внесен законопроект о придании русскому языку статуса государственного на Украине.

Но я не исключаю, что это опять останется только обещанием, потому что Янукович обещает предоставить русскому языку статус государственного еще с 2004 года, а сейчас, напоминаю, 2012-й. То есть этим обещаниям восемь лет, и если бы они хотели их выполнить, наверное, давно бы уже выполнили.

- В этом случае вы согласны с мнением других экспертов, что таким образом Янукович разыгрывает языковую карту для решения газового вопроса?

- Никто не будет на это вестись. Позиция России следующая: решение языкового вопроса в интересах самой Украины.

- Традиционная тема российско-украинских встреч - именно поставки газа. Что может произойти после того, как Янукович покинет Москву?

- Будут еще долго торговаться.

- На чьей стороне мяч в этом вопросе?

- Россия свою позицию обозначила. Она достаточно понятна. Украинские предложения, по крайней мере, те, которые озвучиваются публично, пока недостаточно конкретны. Янукович, в частности, в интервью "России 24" сказал, дескать, понимаете, такие высокие цены, мы не можем платить.

Напомню, что не далее, как два года назад, когда Янукович и Медведев подписывали знаменитое соглашение "Газ в обмен на флот", Янукович говорил, мол, все, мы получили отличную цену, мы решили проблему, которая была оставлена нам предыдущим руководством.

Наверное, как-то Виктору Федоровичу надо разобраться, когда он был прав - сейчас, когда говорит, что цена неподъемная, или тогда, когда он говорил, что Украина получила беспрецедентные скидки.

- Давайте отойдем от газовых проблем и перейдем к вопросам интеграционным. Янукович в интервью телеканалу "Россия 24", о котором вы уже говорили, отметил, что сегодня они присматриваются к различным интеграционным процессам и также смотрят, что будет с участниками Таможенного союза. На ваш взгляд, насколько реально вступление Украины в те или иные интеграционные процессы на постсоветском пространстве на сегодняшний момент?

- Первое - есть юридический аргумент с украинской стороны, что, дескать, у конституция Украины не позволяет создание наднациональных органов. С другой стороны, в ряде украинских законодательных актов в качестве цели заявлена так называемая европейская интеграция. А там гораздо более жесткие наднациональные органы, чем те, которые создаются, например, в рамках Таможенного союза.

Второе - поддержка населения. В общем-то, судя по данным социологических исследований, там примерно равное количество избирателей поддерживают и европейскую интеграцию, и евразийскую. Но вопрос в том, что шансов на европейскую интеграцию в ближайшие 10-20 лет у Украины просто физически нет.

Третья составляющая - позиция элит. Да, элиты Украины, скорее, прозападные. Крупный бизнес панически боится того, что при создании этих интеграционных проектов более мощный и более хищный российский бизнес их поглотит. В то же время средний бизнес, крупный региональный бизнес по теме экономической интеграции настроен, скорее, позитивно, но у него гораздо меньшее политическое влияние.

Я думаю, что если мы хотим, чтобы Украина вошла в Таможенный союз, надо более активно работать и с общественным мнением, и с элитами, не только с олигархами, которые все равно будут против, а с крупным региональным бизнесом. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.