Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Фантазии и бизнес-планы Медведева

26.04.2012
Андрей Полунин , Свободная пресса
Президент два часа общался в прямом эфире с корреспондентами пяти телеканалов

В четверг уходящий президент Дмитрий Медведев дал большое «прощальное» интервью корреспондентам пяти телекомпаний. Прежние интервью господина Медведева в прямом эфире отличались чопорностью: ему задавали взвешенные вопросы серьезные руководители трех телеканалов («Первый», ВГТРК, НТВ). Сегодняшний разговор получился вполне живым. Вопросы задавали от Первого канала Антон Верницкий, от ВГТРК - Анна Шнайдер, от НТВ - Алексей Пивоваров, от РЕН ТВ - Марианна Максимовская, от «Дождя» - Михаил Зыгарь. И это были вопросы вполне острые.

Но и господин Медведев не ударил в грязь лицом. Он был явно доволен собой, в ответах придерживался многословного, но уклончивого горбачевского стиля, и много шутил.

Господин Медведев сказал, что за годы его президентства Россия серьезно продвинулась по пути развития гражданских свобод: «Да, кому-то это движение кажется робким, а кому-то, наоборот, запредельным, типа не надо так далеко идти, и так все хорошо было. Но, на мой взгляд, мы продвинулись, и продвинулись серьезно».

Темпами диверсификации российской экономики президент остался недоволен: «У меня не было никаких иллюзий, что мы за четыре года откажемся от экспорта нефти, газа. Да это и неправильно, просто потому что мы действительно крупнейшая сырьевая страна и поставляем углеводороды в огромное количество государств».

Марианна Максимовская спросила, какова личная ответственность Рашида Нургалиева за реформу МВД. «Министр МВД несет полную ответственность за состояние дел МВД, также как и я. 7 мая все министры подадут в отставку», — ответил господин Медведев. Но уточнил, что «если за каждый проступок отправлять в отставку министра, система упрется в коллапс».

Президент высказался и по борьбе с коррупцией. «Сейчас о коррупции гораздо проще рассуждать, потому что любой такой случай можно поднять наверх. Опираться на социальных активистов можно и нужно. Только я бы не рекомендовал ни из кого не делать икону. Иногда за антикоррупционной риторикой стоит желание создать политический капитал», — бросил камень господин Медведев в огород Алексея Навального.

Алексей Пивоваров спросил, можно ли помиловать без прошения Ходорковского и Лебедева. «Согласно Конституции, должно быть прошение. Если президент возьмет и помилует кого-то без его прошения, то получится, что он нарушил его право на реабилитацию», – отрезал Медведев.

Пивоваров же спросил, как президент относитесь к людям, которые вышли на Болотную и на Сахарова. «Как президент, я ко всем гражданам страны отношусь хорошо. Те люди, которые вышли, чтобы продемонстрировать свою позицию, заслуживают уважения», — сказал президент.

Дмитрий Медведев в прямом эфире ответил на вопросы журналистов российских телевизионных каналов
Медведев, кроме того, пообещал вступить в «Единую Россию», рассказал, что голодовка в Астрахани – «голодные игры» – напомнила ему «посредственный американский блокбастер», и отказался комментировать процесс над Pussy Riot, чтобы не мешать следствию.

В конце почти двухчасового интервью Медведев высказался про свои «рокировки» с Владимиром Путиным и про тандем: «Я считаю, что всем нужно расслабиться, тандем – это надолго».

О том, какое впечатление произвело последнее интервью уходящего президента, рассуждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:

– Медведев вертелся, как уж на сковородке. Ему задавали вопросы, которые были ему не совсем приятны, и он использовал ответы не для того, чтобы ответить на вопрос, а чтобы попытаться разубедить Россию в своей неубедительности в качестве одного из лидеров страны. У Медведева, по-моему, нарциссизм в последней стадии. И общее ощущение такое, что его премьерство обернется новой кириенковщиной.

«СП»: – Почему вы так думаете?

– Медведеву совершенно безразлично, как соотносится произносимое им с реальностью. Для него реальность – это не то, что есть на самом деле, а то, что он произносит.

Судите сами. Его спрашивают, почему не отпустили Ходорковского. Ответ: мы повысили дисциплину судебной системы. Что такое дисциплина судебной системы – я не понимаю. Мы еще больше снизили процент оправдательных приговоров, который при Сталине был в районе 10%, а сейчас – устойчиво – меньше 1%. Мы поменяли «телефонное право», когда судье сообщали его решение по телефону, на «право флэшки», когда судье приносят текст приговора на флэшке.

Вообще, его оговорка «мы не фитюлька какая-нибудь» (президент отвечал на вопрос о реформе МВД, и намекнул, что способ Грузии – разом уволить всех полицейских – нам не подходит, – «СП») – это оговорка по Фрейду. Это он не про Грузию, а про себя, любимого, это главная тема его жизни в последние месяцы: я не фитюлька, я настоящий, я право имею…

«СП»: – А как вам намек на заинтересованность Навального, на то, что «за антикоррупционной риторикой стоит желание создать политический капитал»?

– Это круто. Правда, думаю, Медведеву лучше любого из нас известно, что обычный, не политический капитал, в России создается как раз коррупцией.

А дальше питерский юрист Медведев откровенно бравирует незнанием Конституции РФ. Он говорит, что по статье 50 Конституции помилование может быть только по прошению заключенного. На самом деле, в пункте 3 статьи 50 написано, что заключенный «имеет право просить о помиловании».

На месте декана юрфака Санкт-Петербургского университета, я бы исключил Медведева из списков выпускников на основании этого заявления. Потому что это - циничная безграмотность. А может, и хуже - демонстрация того, что закон – это ничто, потому что любое его, медведевское, заявление выше закона.

«СП»: – Что вас еще поразило в ответах президента?

– Говоря о своей «элегантной» сентябрьской рокировке с Путиным, Медведев объяснил, что это и есть демократия. А когда он говорил об отчаянной голодовке в Астрахани (я напомню, что против Шеина возбуждено 14 административных дел, граждан задерживали только за то, что они мимо него проходили), все эмоции, которые голодовка у президента России вызвала – воспоминания о «посредственном голливудском блокбастере». Такое впечатление, что главное для Медведева – американская культура, а не русская, что ему не о чем в России вспоминать, он весь в Голливуде.

«СП»: – О чем самом важном президента так и не спросили?

– Его не спрашивали о чем-то по-настоящему важном, а он – не отвечал. Он не сказал, как живет Россия, почему силовой и судебный произвол нарастают, почему нельзя найти справедливости. Это, по-видимому, не интересовало ни журналистов, ни господина Медведева. Если бы это интересовало президента, он мог бы, отвечая на любой вопрос, сделать короткое лирическое отступление.

Почему в 2011-м бюджет захлебывался от денег, нефть подорожала в мире на 40%, а реальные доходы населения в России упали? Даже Путин обратил на это внимание. А для Медведева, который готовится к премьерству, таких «мелочей» не существует. Он талдычит о каких-то бессмысленных принципах, строит какие-то конструкции.

«СП»: – Долго ли усидит Медведев в премьерском кресле, и что мы от него увидим?

– Посмотрим, как мы пройдем осень. Я понимаю, что есть «слив» о том, что Медведев просидит пять лет, а потом будет готовиться к новому старту. Но, на мой взгляд, все будет решаться осенью. И все будет определяться тем, какую политику будет проводить Путин.

Путин сейчас на очень четкой развилке. Продолжать делать то, что он делал последние 12 лет – значит меланхолично ждать, когда на очередной вечеринке в Белом доме Барак Обама обнимет его за плечи и скажет: «Друг Владимир, ты знаешь, Навальный подрос... Не бойся, мы все сделаем быстро и почти не больно».

Путин понимает, чтобы этого избежать, нужно заниматься развитием России. Для этого нужно приструнить своих друзей, и так или иначе поссориться с Западом. Потому что развивать Россию – это отбирать прибыль у западных корпораций, которые сегодня продают у нас свою продукцию.

А ссорится с человеком, в кармане которого лежит ваш бумажник – сложно. Для этого нужно, как минимум, этот бумажник прежде забрать. Так что у Путина – мучительный выбор. И Медведев назначен премьером на то время, пока Путин еще не может этот выбор сделать…


Другое мнение

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

– На мой взгляд, самая главная задача этого интервью была – легитимировать Медведева в глазах чиновничества. Дескать, не волнуйтесь, в обиду новый премьер и руководитель партии вас не даст никаким Навальным, все будет как раньше.

Но учитывая факт, что российская бюрократия Медведева откровенно недолюбливает – этого, конечно, недостаточно. По сути, ни одна из трех групп, которым Медведев пытался подавать сигналы во время интервью – бюрократия, армия и православные фундаменталисты – завоевана им не была.

Долго ли пробудет премьером Медведев? Это вопрос не принципиальный. Принципиально другое. В России есть набор элитных кланов, которые должны рассесться в новой конфигурации. Есть набор больших лоббистских проектов, которые предполагают перераспределение огромного количества денег. Собственно, сейчас это три проекта, три куска пирога: новый этап приватизации, создание госкорпорации по освоению Сибири и Дальнего Востока, и Большая Москва. Эти проекты надо каким-то образом распределить между группами влияния – между членами «путинского политбюро».

И тут в чем проблема? Медведев из фигуры политической будет, очевидно, пытаться превратиться в бизнес-фигуру. В фигуру, которая влияет на реальные экономические решения. Он будет, видимо, выстраивать вокруг себя бизнес-империю из аффилированных бизнес-групп. Сегодня такие конгломераты есть вокруг Сечина, братьев Ковальчуков. Медведев в качестве премьера получит потенциальные рычаги для того, чтобы создать собственную группу – частично из игроков, которые раньше были в орбитах других элитных кланов. Но вопрос в том, насколько неконфликтно ему удастся это сделать.

Это главная интрига. Если Медведеву удастся ни с кем серьезно не поссориться, и в то же время получить свою часть влияния, он может просидеть премьером долго. Если же другие игроки воспримут Медведева, как слишком амбициозного игрока – именно на бизнес-поле – у Дмитрия Анатольевича могут появиться проблемы… 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.