Политика

Генеральная чистка

14.05.2012
Диана Хачатрян , Новая газета
Губернаторов спешно назначают, чтобы избежать их выборов

До вступления в силу закона о прямых выборах губернаторов остались считаные недели. Кто не успеет переназначиться — тот пойдет на выборы уже в октябре. До сегодняшнего дня из девяти регионов, претендовавших на первые почти настоящие выборы, пока дотянули только четыре.

Дмитрий Медведев на следующий же день после декабрьских думских выборов пригрозил оргвыводами в отношении региональных руководителей, которые были предложены на этот пост «Единой Россией», но не смогли обеспечить партии высокий результат. А уже в конце месяца в своем последнем послании парламенту (явно под воздействием «белых» митингов) пообещал вернуть прямые выборы губернаторов. В кулуарах заговорили о ротации на региональном уровне.

О том, что дьявол скрывался в поправках, стало ясно в начале мая, когда Госдума одобрила медведевский закон, обросший труднопроходимыми барьерами для независимых и оппозиционных кандидатов. По сути, документ — страховка для единороссов. Но своим ходом, сразу же после новогодних праздников, словно карточный домик посыпались друг за другом губернаторские отставки. Стало очевидно: власть боится даже своих куцых демократических инициатив.

Десятого января на селекторном совещании с губернаторами тогда еще премьер-министр Владимир Путин раскритиковал работу руководства ряда регионов. Он укорил лидеров Саратовской, Архангельской, Волгоградской и Мурманской областей в несоответствии «между реалиями бумажными и тем, как относятся к этим квазидостижениям граждане». Проще говоря, объявил скорую волну отставок. Первым сезон досрочных отставок открыл губернатор Архангельской области Илья Михальчук. Чуть позже покинули региональную элиту и начальники Саратовской и Волгоградской областей Павел Ипатов и Анатолий Бровко. Примечательно, что во всех этих субъектах России на парламентских выборах в декабре прошлого года «Единая Россия» набрала менее 40% голосов избирателей.

Закон о прямых выборах губернаторов вступит в силу 1 июня. Первые выборы состоятся в регионах, полномочия глав которых истекают со дня вступления в силу этого документа и по 31 декабря 2012 года включительно. По закону в регионы можно отправить сроком на год врио и дожидаться прямых выборов. Но вместо этого власть в спешном порядке по старой схеме, без прямого народного волеизъявления принялась назначать руководителей вручную.

В период с начала года по нынешний день Кремль сменил уже четверть губернаторского корпуса страны — почти 20 глав регионов. Большинство из них ушли «по собственному желанию». Молча. Без громких заявлений, возбуждения вслед уголовных или иных дел и привлечения к ответственности. Власть вообще никак не комментирует отставки губернаторов, будто бы место покидает мелкий канцелярист, а не человек, отвечавший за целый регион десяток-другой лет. Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский подобный закат карьеры объясняет правилами игры. «Все понимают, губернаторские замены — маленькие, но политические перевороты. Нужно, чтобы они прошли максимально безболезненно, без лишних страстей».

А некоторые из них, как, например, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, и вовсе не скрывают режиссерской задумки. «Я подал в отставку еще до праздников, с тем чтобы не втягивать область в очередной выборный тур. Считаю это нецелесообразным», — говорит он.

Эксперт по внутренней политике Центра политической конъюнктуры Павел Салин уверен, что власть подобными действиями «отыгрывает обещания вернуть прямые выборы, которые она дала в декабре, когда страхи и опасения в связи с протестами были на пике». Муниципальный фильтр, по его мнению, позволяет в регионах, в которых прямые выборы намечены на 14 октября (Новгородская, Белгородская, Брянская и Амурская области), провести их в относительно управляемом ключе. «Муниципалитеты почти везде находятся под прессом региональных властей. Поэтому де-факто вступление этого закона переносится на несколько лет, при условии, что оппозиция сейчас начнет активную борьбу за муниципалитеты», — рассказывает он.

Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в серии губернаторских «чисток» выделяет три тенденции. В первую очередь, по его мнению, Кремль освобождается от наиболее слабых губернаторов, оттягивая выборные кампании на несколько лет. Одним из признаков слабости является низкий результат «Единой России» на парламентских выборах, который, в свою очередь, предрекает проигрыш на прямых выборах глав региона. Подобного мнения придерживается и Павел Салин: «Если губернатор не контролирует электоральную обстановку, как, например, в Ярославской области, где партия власти показала самый низкий результат по стране (29,04%), значит, у него нет перспектив переизбраться».

Однако некоторые губернаторы, показавшие не самые лучшие результаты по стране, все же остаются (Владимирская область, Карелия). Туровский объясняет это политикой двойных стандартов. «Центр никогда не практиковал массовых замен губернаторов. В некоторых, наиболее важных регионах, например, в Москве, это могло бы быть опасно. Такие решения принимаются в мелких регионах, где замена не угрожает политической стабильности в регионе. Отставленные губернаторы Ярославской области Сергей Вахруков и Костромской области Игорь Слюняев далеко не последние люди в московских коридорах власти, решения об их отставках были вынужденными. У них не было шансов переизбраться народным путем», — считает он. Что касается Владимирской области, то слухи об отставке губернатора ходят давно. «Николай Виноградов — единственный губернатор — член КПРФ. Уволить его — значит, радикализировать Зюганова на фоне недавней передачи Жириновскому Смоленской области (туда назначили депутата от ЛДПР Алексея Островского)», — считает Макаркин.

 

По мнению экспертов, в «отставниках» оказались и те, кто, с точки зрения Кремля, слишком укоренился в своих регионах, засиделся в своих креслах. Отставки таких губернаторов рассматривались и ранее, но с новым законом актуализировались. Так, например, свои позиции потеряли губернаторы Омской и Ленинградской областей.

Руководители регионов уходили в отставку также по причине усугубившихся отношений с федеральным центром, лично с Путиным. Так, например, своих кресел недосчитались губернаторы Саратовской и Пермской областей. В зоне риска, по словам экспертов, остается и губернатор Кировской области Никита Белых, который во время январского разбора региональных полетов получил публичный выговор от Путина.

Заметна и еще одна тенденция: значительное аппаратное усиление команды первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина. Как минимум в трех регионах (Самарской, Волгоградской, Саратовской областях) он смог продвинуть своих людей, считают политологи. «Володин активно старается контролировать процесс назначения губернаторов в расчете на то, чтобы в дальнейшем контролировать и губернаторские выборы. Что касается назначений, то практика продвижения варягов не просто сохраняется, но даже усугубляется, поскольку участились горизонтальные перемещения из региона в регион», — объясняет Туровский.

По мнению Салина, в Мордовии, где «Единая Россия» всегда рассчитывала на процент, близкий к национальным кавказским республикам (91,62%), глава региона Николай Меркушкин был отправлен в отставку, чтобы в качестве кризис-менеджера быть переброшенным в проблемный Самарский регион, где уже наметился перелом в общественных настроениях не в пользу партии власти.

«Мордовия стала донором элит для Самарской области по той причине, что на хорошем счету у федерального центра, непосредственно у Володина. В самой же Мордовии преемственность власти обеспечивается», — считает Туровский.

По мнению директора Международного центра политической экспертизы Евгения Минченко, чем ближе срок истечения действия старого порядка назначения глав регионов, тем более неразборчива власть в выборе кандидатов на замену. «Если по нашему рейтингу политической выживаемости начинали увольнения с двоечников, то теперь перешли уже и к четверочникам. У губернатора Самарской области Владимира Артякова, например, были неплохие шансы выиграть губернаторские выборы. Скорее всего, он пойдет на повышение. Мотив у власти в подобном случае один: проще сейчас заменить, чем потом выборами заниматься», — говорит он. Минченко не исключает, что губернаторские перестановки продолжатся вплоть до начала лета.

Туровский считает, что до выборов по новым правилам смогли продержаться только мелкие, относительно спокойные регионы. «На них как на кроликах будут ставить эксперименты. У Кремля будет возможность через фильтры проверить, будет ли действовать новая процедура в интересах сложившихся элит или нет», — поясняет он. Кроме того, под вопросом судьба Белгородской области, полномочия губернатора которой истекают в июне. Одни эксперты считают, что регион ждет скорое переназначение, другие — что его превратят в образцово-показательный пример. «Поскольку губернаторы в Амурской и Белгородской областях очень опытны, то продемонстрировать «красивую победу» действующих губернаторов можно будет именно на этих областях», — заключает Туровский. 

Комментарии: