Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Большое Реальное Время с Юрием Пронько. Выпуск 1

15.05.2012
Финам FM
Самая большая интрига этих дней – это новый кабинет министров, который возглавил Дмитрий Анатольевич Медведев. Известно имя премьера, но неизвестно, кто войдет в это правительства, какова будет структура этого правительства.

Сегодня в течение всего дня наши коллеги из печатных изданий, из электронных изданий сообщали о том, что, например, Татьяна Голикова станет министром финансов России, а Эльвира Набиуллина возглавит Министерство здравоохранения и социального развития. Что якобы между Владиславом Сурковым и Аркадием Дворковичем разгорелась нешуточная борьба под ковром, такая бульдожья схватка, как говорил Уинстон Черчилль, по крайней мере, об этом пишет "РБК daily", за пост руководителя аппарата федерального правительства.

Обсудим эту тему с экспертом. На прямой связи со студией "Финам FM" Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы. Евгений, рад вас слышать, добрый вечер.

МИНЧЕНКО: Добрый вечер, Юрий.

ПРОНЬКО: Ну вот, смотрите, завтра, если я не ошибаюсь, а я не ошибаюсь точно, господин премьер должен представить господину президенту новую структуру правительства. Стоит ли ожидать неожиданностей, новшеств? Вот ваш взгляд на эту тему.

МИНЧЕНКО: Конечно же, стоит. У нас же, как только министерство начинает нормально работать, сразу возникает мысль, что надо бы его раздробить на два, какую-нибудь функцию его взять и передать другому. Это же стандартная история. Скажем, было Министерство промышленности и энергетики, выделили Министерство энергетики, но зато в Министерство промышленности добавили торговлю.

Насколько я понимаю, сейчас есть идея разделения Министерства здравоохранения и социального развития на две структуры. Анонсированы уже планы разделения на несколько служб Министерства регионального развития, и так далее.

 думаю, что нас ждут структурные новации, плюс, похоже, поскольку мест на всех не хватает, у нас опять будет какое-то перепроизводство вице-премьеров. У нас, если помните, начинали в свое время очень красиво с одного вице-премьера в правительстве, и все их добавляли, добавляли. Восемь вице-премьеров – нормально, а чего же...

ПРОНЬКО: Подождите, понятно. У нас каждый год объявляется борьба и сокращение чиновничьего аппарата. Насколько я понимаю, вот эта оптимизация вновь будет совершена, но количество чиновников увеличится?

МИНЧЕНКО: Конечно, увеличится.

ПРОНЬКО: Это такая традиционная особенность российского сокращения, Евгений?

МИНЧЕНКО: Ну да. Чтобы сократить количество чиновников, надо же новых чиновников, которые этим сокращением займутся. Пока у нас все только прирастает. Вот одной большой Москвой заниматься сейчас, это же тоже дело такое, надо больше чиновников. Потом, корпорация развития Сибири и Дальнего Востока, если сейчас этот проект, конечно, не похоронят, потому что он делался-то под семейную группировку, а теперь есть шансы, что его возглавит человек Сечина. Соответственно, сразу возникла идея: "Может, и не надо совсем эту корпорацию? Может, ну ее, как-нибудь обойдемся, через "Внешэкономбанк" просто финансировать программу будем?" И вот такой тяни-толкай, я думаю, числа до 21-22-го будет продолжаться.

ПРОНЬКО: Напомню, сейчас на прямой связи со студией "Финам FM" Евгений Минченко.

Евгений, скажите, а по персоналиям, на ваш взгляд, действительно будут серьезные изменения? Вот там говорили, с одной стороны, 80% из нынешних уйдут в отставку, а 20% останутся. Более осведомленные люди говорят: "Да нет, наоборот, 20% только изменится, а 80% останутся из старого резерва, что называется". Ваш взгляд?

МИНЧЕНКО: Мое мнение – это не принципиально, какие фамилии будут...

ПРОНЬКО: Не принципиально? А почему?

МИНЧЕНКО: Ну, потому что у нас же очень часто... Собственно, есть люди, которые гораздо более влиятельны, чем какие-то министры. Министры, в общем-то, в массе своей это технические фигуры, поэтому важен межклановый баланс, как в этом путинском политбюро между собой разделят сферы влияния основные группы.

Грубо говоря, семья, либеральный клан, набирающая силу группа Дмитрия Медведева, Ковальчуки, Тимченко, группа Сечина, естественно, Собянин, Чемезов, Якунин. Ну и несколько кланов помельче.

ПРОНЬКО: Я правильно вас понимаю, это не члены кабинета министров, это члены политбюро, это более высокий статус?

МИНЧЕНКО: Это члены политбюро, да, конечно.

ПРОНЬКО: Вот смотрите, сегодняшняя публикация в "РБК daily" по поводу возникшего противостояния исполняющего обязанности вице-премьера Владислава Суркова и помощника премьера или президента (я даже не знаю, Аркадий Дворкович перешел с Дмитрием Анатольевичем у нас в правительство или нет)? Насколько, на ваш взгляд, это может быть журналистская "утка"? Знаете, надо же что-то писать. Вот написали об этом, что под ковром идет борьба за пост руководителя аппарата. С другой стороны, вы еще лучше меня знаете, что это действительно один из ключевых постов.

МИНЧЕНКО: Пост ключевой, но я думаю, что никакой борьбы между Дворковичем и Сурковым нет, они спокойно ждут, пока старшие товарищи решат их участь. В общем-то, я думаю, что, например, Владислав Юрьевич Сурков это такой человек, который на любом месте работы моментально начинает обрастать полномочиями, возможностями, потому что у человека голова хорошо работает и огромный аппаратный опыт. Поэтому он и на месте вице-премьера по инновациям, в общем-то, развил достаточно активную деятельность. Поэтому не принципиально, на какой позиции он будет.

Психологически, конечно, это создаст определенное напряжение, потому что было очевидно, что было некоторое напряжение между аппаратом правительства и администрацией президента, когда в аппарате был Володин, а в администрации был Сурков. Соответственно, сейчас зеркально их поменять было бы достаточно странно. С другой стороны, Путин как раз такие рокировки и любит. Помните, как он как однояйцовых близнецов поменял, Чайку и Устинова, местами?

ПРОНЬКО: Да, да, да, была такая история. И сейчас можно не исключать подобных разворотов со стороны президента?

МИНЧЕНКО: Да. Еще раз: это же не принципиальная история, потому что, по большому счету, важен общий баланс, а кто конкретно занимает какую-то конкретную клеточку – это уже частности, это детали. Надо картину в основном смотреть.

ПРОНЬКО: Евгений, на ваш взгляд, разговоры об усилении позиции Игоря Шувалова, которому якобы Дмитрий Медведев передал весь экономический блок, и связано ли это с теми нападками, которые сейчас идут по поводу доходов его второй половины? Вот эта известная история по прошлому году – 380 миллионов рублей доходов семьи Шуваловых, из них только 20 миллионов заработал муж, а остальные – вторая половина.

МИНЧЕНКО: Я думаю, что за Шувалова идет очень большая борьба. Он, конечно же, Медведеву в правительстве нужен, потому что у него команда очень небольшая, и потерять Шувалова для него было бы критично. То, насколько эта борьба активна, мы можем видеть, просто открыв сегодняшний номер "Ведомостей", где два разворота посвящено Игорю Ивановичу. И тщательно, качественно, по-журналистски разобрались, что вроде никаких таких особых нарушений у него и не было. В нужное время в нужном месте грамотно вложил деньги, получил прибыль.

ПРОНЬКО: Это поклеп, самый настоящий поклеп недоброжелателей, такой вброс?

МИНЧЕНКО: Я же не знаю, что там у нас. Тем более этика нашего чиновничества, она, в общем-то, достаточно подвижна. По крайней мере, с точки зрения этических стандартов среднестатистического чиновника ничего такого страшного Шувалов не сделал. Поэтому я думаю, что пока кампания по реабилитации Шувалова идет достаточно успешно.

ПРОНЬКО: Ну и последний будет вопрос по этой тематике: все-таки, на ваш взгляд, насколько будет самостоятельным правительство Дмитрия Медведева? Или оно попадает под полный, тотальный такой контроль со стороны президента Путина и его администрации?

МИНЧЕНКО: Медведеву отдадут какую-то сферу, где у него будет возможность выстраивать свои правила игры. Что именно это будет – сложный вопрос.

ПРОНЬКО: Можете предположить?

МИНЧЕНКО: Дмитрий Анатольевич, конечно, хотел бы получить энергетику. Я думаю, что этого не будет. Соответственно, как-то там разделят. Но я подозреваю, что, знаете, социальная политика, инновации. Тем более, потом за это можно и спросить. Плюс Дмитрий Анатольевич, его же за язык никто не тянул, сам назвал индикаторы, по которым можно будет определить, успешно или неуспешно работало правительство. Поэтому я думаю, что вот туда, туда его будут сдвигать.

ПРОНЬКО: Евгений, спасибо огромное. Евгений Минченко, политолог, директор Международного института политической экспертизы был на прямой связи со студией "Финам FM".

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.