Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

«Курс будет определяться Кремлем»

23.05.2012
Алина Гарбузняк, Ирина Новикова , Московские новости
Политологи считают, что новые министры подбирались для реализации старых планов
Политологи убеждены, что курс нового правительства давно определен Кремлем, а министры подбирались для его реализации // © РИА Новости

«МН» спросили политологов, каким будет курс нового правительства? Большинство из них солидарны в том, что реальное правительство переместилось в Кремль, поэтому ожидать изменений курса исполнительной власти не приходится. Эксперты также отмечают, что новый кабинет изначально формировался под курс, разработанный командой Владимира Путина, поэтому о «новом курсе» говорить бессмысленно.

Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:

— Разве от правительства что-то зависит? Новое правительство — это правительство заместителей. Если бы там было больше политических фигур — ведь предполагалось, что придут Кузьминов, Прохоров, Добродеев, Кириенко, — можно было бы говорить об изменениях. А так будут работать замы. Новые министры в основном разбираются в своей сфере, но не имеют собственной политической идентичности (за исключением Дворковича или Суркова). Это компромиссное правительство: там есть выдвиженцы президента, выдвиженцы премьера. Вряд ли это правительство будет проводить отчетливую реформаторскую линию, скорее оно будет более инерционно. Возможно, некоторые министры смогут улучшить ситуацию в своих ведомствах: определенные надежды связываются с министром связи и массовых коммуникаций Никифоровым. Минсвязи может пойти навстречу интернет-сообществу, создать новые возможности, более активно развивать электронное правительство. Министерство культуры скорее всего возьмет курс патриотической пропаганды: министр, выбранный на эту должность (Владимир Мединский. — «МН»), — человек опытный в этой сфере. Произойдут какие-то изменения в отдельных министерствах, но общее направление деятельности правительства вряд ли изменится.

Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

— Смешно даже обсуждать зависимость нового курса от персоналий: само правительство подбиралось под курс. В течение года работала группа под руководством Игоря Шувалова и Ярослава Кузьминова — больше тысячи экспертов, которые готовили курс нового правительства (так было заявлено). Впервые курс готовился абсолютно открыто, промежуточные и итоговые документы были доступны. Я имею в виду документ под названием «Предложения к Стратегии 2020». Он был проработан и обсужден с министерствами и ведомствами, Путин регулярно встречался с руководителями рабочих групп. Говорить и гадать, какой будет курс, — бессмысленно, потому что есть документ, лежащий в основе курса, и правительство подбиралось с учетом того, могут ли они реализовывать эту программу.

Дмитрий Орешкин, независимый политолог

— Курс будет определяться не новым правительством, а старой группой влияния Путина, так что радикальных перемен курса не ожидается, хотя риторика будет прогрессивная. Всех своих тяжеловесов Путин забрал к себе, в реальный центр принятия решений, а тех тяжеловесов, которые были в правительстве, оставил, чтобы они в качестве дядьки Черномора наблюдали за действиями молодняка. Новое правительство, конечно, не правительство реформ. В лучшем случае это правительство «на вырост». Может быть, из состава людей 40-50 лет, ровесников Медведева что-то вырастет. А пока все ключи у другой когорты — в возрасте 50-60 лет, ровесников Путина. Что касается Медведева, то даже когда он обладал формальным набором полномочий президента, его действия удачно блокировались административной вертикалью, если они противоречили ее интересам (например, акционирование государственных корпораций). Коль скоро он президентом не мог продавить своих решений, то еще меньше надежда, что он сможет это сделать в подчиненном положении.

Дмитрий Травин, научный руководитель «Центра исследований модернизации»:

— Очевидно, что правительство пойдет тем же самым курсом. Там не запланировано никаких изменений, там не появилось никакой фигуры знаковой с какими-то новыми идеями. Фраза «Правительство очень сильно обновилось», которую сейчас все повторяют, — очень неточная. Если взглянуть на ключевые министерские посты — министр иностранных дел, финансов, экономики, здравоохранения, социального развития, по чрезвычайным ситуациям — то это либо старые министры, либо заместители старых министров, которые представляют тот же самый курс. А какие-то экзотические фигуры появились на абсолютно незначимых министерских постах, типа министра культуры: здесь министр ничем не управляет, культура как-то и без министра спокойно обходится.

Борис Межуев, директор фонда «Новая площадь», бывший научный директор «Стратегии 2020»:

— Правительство демонстрирует правый курс. И это несмотря на бесконечные заигрывания нашей власти с левым электоратом. Курс правительства не будет отражать позицию Медведева, это будет консенсусная позиция правящего класса. Это курс на приватизацию. Первое, что делает новый министр образования, говорит, что нужно сократить количество бюджетников. Дворкович, мне кажется, будет управлять процессом разобобществления. Все новые министры объединены идеей минимального общественного сектора, минимальной социальной помощи и максимально крупных корпораций в разных отраслях.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

— Курс правительства никак не изменится. Уже очевидно, что центр принятия решений будет в администрации президента: на постах «курирующих» помощников президента будут те же самые люди, которые были на этих же постах в правительстве. Единственное исключение сделано для Игоря Сечина, которого в администрации президента нет. Но я думаю, что он обнаружится в какой-нибудь энергетической компании.

Дмитрий Орлов, генеральный директор агентства политических и экономических коммуникаций:

— Я думаю, что курс нового правительства будет прагматическим, об этом говорит назначение профессионалов. Курс будет ответственным, об этом свидетельствует назначение Шувалова, Силуанова, Белоусова — сторонников достаточно сдержанных бюджетных расходов. Курс будет детально проработанным — в кабинете много экспертов. Кроме того, правительство в этом составе, мне кажется, готово к непопулярным мерам — пенсионной реформе, сокращению финансирования высшего образования.

Григорий Добромелов, исполнительный директор Института политических исследований:

— Это правительство можно охарактеризовать как правительство дублеров. На первые роли в нем вышли те, кто ранее занимал позиции замминистра, то есть был в тени. Сильных федеральных фигур нет. Это будет правительство менее политическое, менее публичное, более технократическое. У новых членов кабмина нет опыта управления. Правительство будет направлено скорее на решение конкретных проблем, чем на проведение громких реформ.

Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика»:

— Никаким курсом страна не пойдет. Суть этого правительства — проедание бюджета нефти и газа. Никаких реальных реформ, кроме назначения во власть все больше людей из питерского клана, нет, и от этого правительства их ждать не стоит. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.