Политика

От чистого кресла

01.10.2012
Елизавета Сурначева , Коммерсантъ Власть
Кампанию по изгнанию единороссов из Думы официально называют эхом "дела Гудкова": якобы партия власти демонстрирует, что неприкосновенных в деле борьбы с коррупцией нет. Но на деле это может оказаться эхом проваленных "Единой Россией" думских выборов-2011.
Комиссия под руководством Владимира Васильева во имя очищения партии власти проводит с депутатами доверительные беседы за закрытыми дверями//Фото: Денис Вышинский / Коммерсантъ

Скандальное лишение мандата одного из лидеров "болотной", бывшего чекиста, депутата от "Справедливой России" Геннадия Гудкова и последовавшая за этим волна компроматов, предоставляемых парламентариями друг на друга, привели к беспрецедентной до последнего времени акции "Единой России". В течение нескольких недель власти должны определить список ритуальных жертв парламента во имя самоочищения партии думского большинства. "Кампанейщины не будет,— уверяет чиновник из администрации президента.— Но если кто-то поведет себя некрасиво, начнет откровенно защищать свои бизнес-интересы, писать запросы и т. д., тогда придется расстаться".

С 20 сентября раз в неделю новая думская комиссия по проверке достоверности сведений о доходах депутатов в закрытом режиме проводит товарищеский суд над единороссами, рассматривая их декларации и неуказанные в них сведения.

В распоряжении комиссии, возглавляемой единороссом Владимиром Васильевым, находятся около тридцати запросов на различных депутатов. Часть из них предоставили в "Справедливой России", часть — глава "Яблока" Сергей Митрохин, часть — единороссы на своих же коллег. Пока, как уверяют в руководстве Думы и партии, окончательного списка "на вылет" не составлено.

В отличие от дела Геннадия Гудкова, дела единороссов предпочли разбирать за закрытыми дверями, объяснив это тем, что там могут быть разглашены персональные данные. Как сообщил Васильев, суть разбора дела сводится к тому, что указанные в запросах депутаты приходят с документами и рассказывают собравшимся: мол, долями владеем, но в управлении не участвуем (по закону о статусе депутата парламентарий действительно может владеть долями в бизнесе, передав акции в доверительное управление, но не имеет права принимать участия в управлении компанией). В большинстве случаев после этого депутата, поверив ему на слово, отпускают с миром.

Первую пятерку депутатов спас некорректно сформулированный запрос Сергея Митрохина, который написал, что Гудкова лишили мандата за владение долями в бизнесе (на самом деле претензии правоохранительных органов сводились к участию в управлении бизнесом) и за это же нужно наказать и единороссов. В итоге через неделю все пятеро единороссов — Адам Делимханов, Олег Лебедев, Иван Демченко, Владислав Резник и Андрей Скоч — дали устроившие комиссию объяснения и были оправданы.

Затем комиссия принялась за депутатов-единороссов Владимира Пехтина, Григория Аникеева, Елену Николаеву, Илью Костунова, Алексея Кнышова, Сергея Есякова, Айрата Хайруллина, Василия Толстопятова и члена ЛДПР Владимира Семенова. Все они попали в запрос от "Справедливой России", где на основании выписок из ЕГРЮЛ было указано, что, будучи депутатами, они продолжали принимать участие в предпринимательской деятельности, а некоторые из них не задекларировали недвижимость и земельные участки.

По итогам "проверки", каковой сложно назвать доверительную беседу коллег за закрытыми дверями, депутаты отправили запрос в правоохранительные органы в отношении депутатов Кнышова, Костунова и Николаевой. Наиболее серьезные претензии, скорее всего, возникнут к малоизвестному Кнышову, которого депутаты от "Справедливой России" уличили в ведении бизнеса на территории Словакии и конфликте интересов, как владельца строительных компаний. Если МВД подтвердит факт нарушения закона о статусе депутата и сокрытие доходов, а комиссию это подтверждение устроит, Дума может поставить вопрос о лишении единороссов мандатов.

Правовые основания для лишения мандата до сих пор вызывают в Думе споры. Так, закон о статусе депутата предполагает, что основанием для лишения мандата является нарушение нескольких норм данного закона, а само решение принимается постановлением Думы (большинством голосов). Однако в законе не написано, что же именно является доказательством нарушения депутатом закона. Так, коллеги Геннадия Гудкова по партии утверждали, что таковым может быть лишь решение суда, единороссы же, ссылаясь на закон, утверждали, что суд необязателен. В итоге Следственный комитет и прокуратура предоставили в Думу документы, якобы свидетельствующие о том, что Гудков входил в управление бизнесом, после чего депутаты изгнали коллегу.

В случае с депутатами от других партий схема будет такой же, утверждают в Думе. По словам чиновника администрации президента, пока предполагается, что все подобные вопросы будут решаться во внесудебном порядке.

Несмотря на заявленный антикоррупционный характер кампании по зачистке Думы, существуют намного более простые и материальные объяснения начатого процесса. "Я не исключаю, что существует возможность того, что неожиданное падение результата "Единой России", особенно в нескольких регионах, оставило ни с чем серьезных людей, уже договорившихся на получение своего мандата. В связи с этим может быть принято решение "разменять" одних уважаемых людей на других, чуть более уважаемых, людей,— говорит директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко.— Это живо можно было наблюдать на примере "эсеров", которые долго говорили, что не дадут никому мандат Гудкова, но потом достаточно быстро им же и распорядились (вопреки первоначальным заявлениям о том, что мандат перейдет в порядке очередности экономисту Никите Кричевскому, партия недавно приняла решение отдать его бизнесмену Александру Тарнавскому.— "Власть")". Другое объяснение начатому процессу, о котором шепчутся депутаты,— новое внутриполитическое руководство страны, возглавляемое первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным, избавляется от тех, с кем вовремя не сложились отношения.

Если в итоге депутаты лишат коллегу Кнышова депутатского кресла, то на его место найдется уже несколько почетных претендентов. Согласно закону о выборах депутатов, в течение 14 дней после освобождения кресла, руководящий орган партии вправе выдвинуть на его место любого кандидата из того же регионального списка. Если партия этим правом не воспользуется, то ЦИК передает вакантный мандат следующему в списке. Кнышов проходит по списку Ростовской области (50% "Единой России" на выборах-2011, 72% на выборах-2007). Первым непрошедшим там значится донской казак и бывший депутат Виктор Водолацкий. А еще следом за ним — сразу два крупных бизнесмена: бывший председатель думского комитета по природным ресурсам Евгений Туголуков и бывший депутат, бывший владелец угольной компании "Эстар" (ныне перешедшей под контроль "Мечела") Вадим Варшавский. Любой из трех будет весомой заменой малозаметному Кнышову.

Исходя из логики "вычистить когда-то значимых, а ныне неугодных новому руководству" депутатов, единороссы вполголоса перечисляют многих, начиная с Андрея Исаева, Владимира Пехтина, Отари Аршбы, Валерия Язева и Евгения Федорова, но источник в "Единой России" сомневается в их возможном изгнании: "Вряд ли партия займется таким самострелом. Скорее, вылетят несколько по-настоящему крупных и раздражающих бизнесменов, которые совсем не занимались партийной или парламентской деятельностью".

Таким образом, сейчас руководству партии и администрации придется решить систему уравнений с несколькими неизвестными, в результате чего смогут определиться кандидаты на вылет из Думы. Идеальный кандидат должен удовлетворять нескольким качествам: иметь реальные подтверждения занятиям предпринимательской деятельностью в течение депутатского периода, не быть слишком значительным для партии, не быть совсем неизвестным и не засвеченным ни в одном из запросов, а также находиться в такой удобной региональной группе, где за его номером следует достаточно уважаемый и необходимый для партии персонаж.

Сколько времени понадобится власти на решение этой задачи и сколько депутатов окажутся втянутыми в "войну компроматов", пока неизвестно. "Если для демонстрации нашей готовности бороться с коррупцией понадобится проверить всех из 450 депутатов, будем проверять всех",— уверенно заявляет чиновник из администрации президента.

Комментарии: