Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Страшная тайна

24.10.2012
Вера Мослакова , Новые Известия
Госдума поддержала правительственный законопроект, ужесточающий наказание за разглашение госсекретов
У бойцов невидимого фронта теперь работы прибавится

Во вторник депутаты Госдумы практически вслепую, без обсуждения и дебатов, приняли сразу во втором и третьем чтениях законопроект, вносящий изменения в Уголовный кодекс, касающийся защиты государственной тайны от преступных посягательств. Согласно одобренному документу, в интересах правоохранительных органов расширяются понятия «госизмена» и «шпионаж», в которые теперь входит помощь не только иностранным, но и международным организациям. Преступлением отныне признается не только передача гостайны, но и оказание консультационной помощи зарубежным структурам.

Впервые поправки относительно гостайны и шпионажа были внесены в Думу правительством РФ за подписью его тогдашнего председателя Владимира Путина еще в 2008 году. В отличие от сегодняшнего дня тогда инициатива правительства вызвала нешуточный скандал. В итоге экс-президент Дмитрий Медведев заморозил обсуждение поправок. Но спустя четыре года нижняя палата парламента приняла законопроект практически с теми же формулировками, которые предлагались ранее.

Стоит отметить, что к рассмотрению законопроекта «О гостайне» вернулись в обстановке, когда в России началось давление на некоммерческие организации. Не так давно была запрещена деятельность американского агентства USAID, а уже в ноябре вступает в силу закон об НКО как иностранных агентах.

Согласно принятому во всех трех чтениях законопроекту, теперь уголовное дело можно будет возбудить в отношении любого гражданина РФ или иностранца в отличие от еще пока действующих законодательных норм, где четко прописан субъект преступления. Новый документ предусматривает наказание не только для тех, кто передал гостайну, но и для тех, кто «путем похищения, обмана, подкупа, шантажа, принуждения либо угрозы применения насилия» заполучил гостайну, но секретные сведения передать никому не успел.

Получение сведений государственной секретности путем похищения, обмана, шантажа будет наказываться штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до четырех лет. Если же в результате распространения сведений произошли серьезные последствия, то предусматривается лишение свободы на срок от трех до восьми лет.

Парламентарии уверены, что наказание за эти преступления должны нести не только лица, имевшие допуск к тайне и допустившие утечку, но и все участники цепочки по передаче секретной информации.

Ко второму чтению было внесено всего четыре поправки, об этом на пленарном заседании сообщил член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Отари Аршба. «Законопроект был принят в первом чтении 21 сентября, за него проголосовали 449 коллег. Вопросов законопроект не вызывал. В комитет поступило всего четыре поправки, которые рекомендованы к принятию», – сказал Отари Аршба. Кстати, авторами поправок выступили трое депутатов от «ЕР».

После того, как поправки получили одобрение 323 парламентариев, депутат Аршба тут же объявил, что законопроект готов к рассмотрению и в третьем чтении. В итоге документ во втором чтении поддержали 384 депутата, в третьем – 374.

Отсутствие реального обсуждения столь неоднозначного государственного документа коммунист Вадим Соловьев объясняет «НИ» тем, что КПРФ не желает участвовать в том, что творит «Единая Россия». «Когда было обсуждение закона об усилении ответственности за митинги и демонстрации, оппозиция сильно возмущалась, вносила массу поправок. Единороссы же использовали все эти наши поправки, чтобы прикрыть принятие этого закона. Они приняли ерунду, а потом кричали, что это совместный документ. Поэтому сейчас мы решили, что при рассмотрении таких вопросов мы не будем участвовать в обсуждениях, не будем и критиковать их тоже, потому что не видим в этом никакого смысла. Пусть единороссы сами протаскивают эти законы, поскольку они и так все сами принимают», – прокомментировал сложившуюся ситуацию корреспонденту «НИ» депутат. По мнению Соловьева, единороссы лепят свои законы, как пирожки. «Сегодня у нас законы такие, что позволяют судьям в отношении тех, кто принадлежит к партии власти, принимать одни решения, а в отношении всех прочих – другие. Появится необходимость обвинить Удальцова или кого-то еще в измене родине – и уже есть законопроект, по которому это можно сделать», – отметил г-н Соловьев.

Подавляющее большинство законов, которые «Единая Россия» проводит через Думу, направлены на борьбу с оппозицией. Эту точку зрения поддерживают как коммунисты, так и справедливороссы. Эсер Александр Агеев считает, что «обкладывают со всех сторон». То, что теперь в понятие госизмены входит оказание помощи, в том числе «консультационной», «лишний раз доказывает, что, по сути, сюда можно все, что угодно, подвести. У нас карательное государство, и функции у него соответствующие – добиться максимально устрашающего эффекта, чтобы все боялись, приходили получать разрешение на любой чих», – сказал «НИ» Александр Агеев.

Несмотря на несогласие с партией власти, оппозиционные фракции Госдумы все-таки частично голосуют в поддержку законопроекта «О гостайне». Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко единодушное одобрение этого закона связывает с тем, что «критиковать все равно смысла нет, потому что примут, а оппонировать – значит подвергать себя критике, дескать, они, эдакие изменники родины, боятся ужесточения наказания», – подчеркивает политолог. По мнению эксперта, очевидно, что происходит ужесточение режима. У власти, несомненно, есть опасения по поводу того, что может быть оказано внешнее давление с целью смены режима, соответственно, принимается целый набор законов, которые, по мнению властей, минимизируют возможности для этого внешнего давления. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.