Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

С вами где-то встречались?

01.11.2012
Екатерина Винокурова , Профиль
Михаил Прохоров ищет себя в политике, но пока не находит
Сергей Авдуевский / ИДР

Михаил Прохоров после долгого перерыва вновь появляется на политическом небосклоне. С чем на этот раз он идет к избирателю?

В ближайшую субботу состоится съезд партии бизнесмена-миллионера Михаила Прохорова «Гражданская платформа» (ГП). Это будет уже второй съезд ГП: первый прошел в начале июня 2012 года, практически сразу после того, как в силу вступили новые правила регистрации политических партий, по которым минимальная численность их членов была снижена с 40 тыс. человек до 500 человек. В отличие от июньского съезда на этот раз ГП будет заседать в открытом режиме, на съезде планируется определить «новую структуру партии, состав управляющих и контрольных органов». Сам Прохоров, как ожидается, откроет съезд программными заявлениями по поводу будущего партии.

«Новая партия будет представлять избирателей Прохорова. Эта сила охватит всю страну», — писал Прохоров в своем блоге в феврале 2012 года о будущей ГП. Тогда же в политсовет новой партии были готовы войти главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова, совладелец сети аптек «36.6» Артем Бектемиров, политик Александр Починок, глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман и другие известные люди. Но сам Прохоров после президентских выборов неожиданно исчез из публичного пространства. Появившись в нем вновь, он удивил многих. Михаил Дмитриевич вдруг заявил, что знаковые фигуры в партии ему не нужны, потому что сама партии будет состоять всего из 500 юристов, которые будут помогать представителям гражданского общества участвовать в выборах. Тогда же Прохоров обозначил приоритетное для партии направление: в первую очередь ГП должна поддерживать кандидатов в городах с населением свыше 500 тыс. жителей, так как там обычно выше процент среднего класса, недовольного властью. Тогда план Прохорова вызвал у многих непонимание и откровенный скепсис. Тем не менее «партия пятисот юристов» была создана, но никаких реальных результатов, в том числе и на выборах 14 октября, не добилась.

Впрочем, уже в сентябре Прохоров заявил, что все-таки будет строить партию традиционного типа, с работающими региональными отделениями и руководящими органами. Причины смены концепции Михаил Дмитриевич не объяснил. Также осталось неясным, почему он решил заняться партработой именно сейчас, когда очередной цикл региональных выборов уже завершен, а уличные акции протеста становятся все менее массовыми. При этом официальной идеологии у партии по-прежнему нет: как отмечает сам Прохоров в своем блоге, среди его сторонников есть как либералы, так и консерваторы, хотя сам он неоднократно публично отмечал, что он по своим взглядам ближе все-таки к первым.

Пытаясь выяснить, есть ли у партии Прохорова политические перспективы, «Профиль» обнаружил, что взгляды экспертов на этот проект серьезно расходятся с оценками обычных избирателей — представителей среднего класса.

Среди политологов оптимистов по поводу затеи Прохорова не оказалось: большинство относятся к ней скептически.

«Перед Прохоровым стоит сложная задача: и электорат не разочаровать, и Кремль не напугать, так как для последнего комфортнее работать с совсем уж «ручными» партиями, например той же Партией пенсионеров или с «Женщинами России», — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Кроме того, избиратель Прохорова, голосовавший за него на президентских выборах, уже давно не знает, куда он делся и чем он занят. На текущую повестку дня он практически не реагирует, свою не создает. Прошли выборы в Координационный совет оппозиции — Прохоров молчит. Завели уголовное дело против Удальцова — молчит, скандал с задержанием Развозжаева — молчит. Это неверная стратегия для политика».

Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что у партии Прохорова есть несколько сильных региональных отделений, например, в Калининградской и Свердловской областях, но остальные его соратники к самостоятельной активности не склонны, а сам Прохоров не может пока «наладить отношения с собственной политической интуицией», которая его регулярно подводит.

«Этот проект будет только помехой для власти в ситуации падения интереса недовольных горожан к политике. Прохоров мог быть полезен власти в деле создания контролируемой партии, которая привлекала бы на свою сторону оппозиционно настроенный средний класс, но сейчас ситуация иная, — считает Михаил Виноградов. — Средний класс в политике и протесте разочаровался, у самого Прохорова, по моим наблюдениям, с мотивацией по поводу политической карьеры тоже так себе. Думаю, проект будет заморожен до тех пор, пока он снова не понадобится: прохоровский избиратель деполитизирован только временно, ведь недовольство властью никуда не делось».

Ощущение немотивированности Прохорова есть и у руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева: «Не своим делом человек занят. И очевидно, что ему это не в кайф. Унылые заявления вслед событиям тому доказательство». И вообще, Прохоров — идеальный персонаж для «разводок» средней руки жуликов от политтехнологий, считает Константин Калачев. «Впрочем, свои 7% и больше возьмет только потому, что остальные еще хуже», — уточняет эксперт.

О том, что надеяться Прохоров может лишь на слабость конкурентов, говорит и руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. «Старые партии, например ЛДПР, теряют популярность. Избирателю хочется новизны. За счет общей усталости от старых лидеров и при административной поддержке определенный результат возможен, если только не окажется более сильных проектов, опирающихся на реальные общественные интересы, — говорит он. — Судя по тому, что уже делал Прохоров и на какие кадры ставил в регионах, с высокой долей вероятности можно сказать, что его проект в первую очередь будет провластной имитацией с целью оттягивания и утилизации в мирных целях протестного электората». Впрочем, считает эксперт, «за неимением лучшего избиратель порой готов голосовать и за очевидную имитацию».

Это отчасти подтверждают и сами представители «креативного класса». Они, как выяснилось, Прохорова помнят, а на него и его партию как на возможного представителя собственных интересов в политике рассчитывают вполне всерьез.
«Хорошо, что Прохоров не бросил политику. Не знаю, вступлю ли я в его партию, но голосовать за него буду и впредь. Он производит впечатление вменяемого политика, который ставит перед собой практические задачи. А в митингах я разочарован, ведь за год мы почти ничего не добились», — рассуждает 35-летний Владимир, PR-директор крупной ИТ-компании.

«Я верю в Прохорова. Если он добился успехов в бизнесе, то уж не может оказаться совсем бездарным политиком. Я была на Болотной площади и всех остальных митингах, но ведь в президенты решил идти только Прохоров, остальные испугались, — говорит 28-летняя Ольга, владелица небольшого бизнеса в сфере натуральной косметики. — Может быть, я даже вступлю в его партию, он ведь ориентируется в кои-то веки не на рабочих и крестьян, а на успешных, современных людей».

«Мне нравится Прохоров, я на него обратил внимание в президентскую кампанию. Конечно, мы, в отличие от него, не миллионеры, но он мог бы стать вполне пристойным выразителем наших интересов, если привлечет к себе в команду ярких людей — представителей среднего класса, а не других миллионеров», — считает 30-летний Евгений, руководитель отдела в одном из московских банков.

Эти слова отчасти подтверждаются и данными опроса, проведенного в Москве «Левада-Центром». Впрочем, как бы то ни было, главный вопрос, который предстоит решить Прохорову в ближайшее время: что он дальше собирается делать и зачем? В любом случае у бизнесмена есть время на новый поиск себя в политике: следующие региональные выборы пройдут только в сентябре 2013 года. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.