Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Кустос посажен, Лис руководит

16.04.2013
Екатерина Винокурова , Газета.Ru
Несколько десятков единороссов покинули Иркутское отделение партии
Фото: MikSed/Wikipedia

Актив «Единой России» в городе Усолье-Сибирское Иркутской области покидает партию в знак протеста против исключения из нее главы горотделения. Партийцы применяют те же методы шантажа федерального центра, которые уже использовались ими в Красноярском крае. «Газета.Ru» выяснила подробности того, как местные единороссы боролись с криминалом в своем городе и почему эта борьба не нашла понимания в партии.

Низовой актив «Единой России» вновь угрожает федеральному центру массовым выходом из партии, если их требования не будут услышаны. В конце марта красноярским единороссам удалось добиться отставки нелюбимого ими главы Абанского района края Михаила Кривицкого, правда, они пригрозили, что в противном случае сами покинут партию. Теперь история повторяется в Усолье-Сибирском в 60 километрах от столицы Иркутской области, одном из старейших городов Приангарья с населением 80 тысяч человек.

На этот раз мятежных единороссов поддержали и местные коммунисты, которые в течение десяти лет боролись против мэра Евгения Кустоса, обвиняемого в коррупции и связях с криминалом.

В прошлом году Кустоса осудили на 10 лет лишения свободы за организацию покушения на Игоря Востренкова – бывшего главу местного отделения «Единой России», его главного конкурента на выборах мэра в 2002 году.

«Некогда Кустос был простым юристом, ездил на праворульной машине, говорил правильные вещи, и в 1998 году все его поддержали, когда он избирался мэром. А потом мы увидели, что началась приватизация муниципальных предприятий, все начало переходить в руки людей, близких к Кустосу. В 2002 году он пошел на новый срок, и его главным противником был Востренков – человек довольно честный, в городе известный, здравый», — рассказывает «Газете.Ru» Сергей Угляница, депутат городской думы Усолья-Сибирского от КПРФ.

«У нас сложился в итоге уникальный для страны альянс – КПРФ и «Единая Россия» много лет боролись с Кустосом, а теперь – с его наследием; плечом к плечу, поддерживали друг друга в этой борьбе, хотя на федеральном уровне мы являемся оппонентами», — говорит иркутский коммунист.

Когда Кустос, ветеран войны в Афганистане, бывший участковый уполномоченный, а затем адвокат по уголовным делам, в 2002 году пошел на переизбрание, его основным соперником стал гендиректор усольского предприятия «Молоко» Игорь Востренков. Но победу вырвать у действующего мэра новичку тогда не удалось: как утверждает Угляница, Кустос выиграл с «подтасовками гигантскими». Вскоре на Востренкова было совершено неудачное покушение. По горячим следам был задержан местный житель Виктор Белодедов, осужденный в ноябре 2003 года на 11 лет лишения свободы. Неудачливый исполнитель покушения вышел по УДО в 2011 году, так и не назвав имени заказчика – сделал он это лишь в августе прошлого года, спустя две недели после начала процесса над самим Кустосом.

Востренков от политических амбиций не отказался. «В те годы в городе начало организовываться движение «Наши», из него сложился костяк «Единой России», а Востренков его возглавил. В 2004 году представители этого движения и «Единой России» выиграли выборы в гордуму и изменили устав, назначив в городе сити-менеджера и отобрав у Кустоса все полномочия. Начали пытаться вернуть муниципальную собственность, привести город в порядок. Но Кустос не сдавался, прибрал к рукам один из городских телеканалов, одну из газет, решил бороться за власть и создал движение «Усольчане». И в 2009 году «Усольчане» выборы выиграли, из 21 депутата только шестеро были единороссами и одномандатниками, которые сейчас вошли в «Общероссийский народный фронт». Почему выиграли? За прошедшие годы город сильно люмпенизировался, активные люди уезжали, а из Иркутска приехали маргинальные элементы. У Кустоса же остался административный ресурс, который он использовал против нас и «Единой России», — рассказывает Угляниц.

После отказа от прямых выборов мэра Кустос стал сити-менеджером, а оппозиция против него сплотилась: в 2010 году КПРФ, ЕР и ЛДПР единым фронтом снова выступили против него, направили петицию тогдашнему губернатору Дмитрию Мезенцеву. «Мезенцев был человек адекватный, обещал нам помочь. И вот примерно в это время на Кустоса дал показания Белодедов, его задержали», — продолжает повествование усольский коммунист.

Деятельность сити-менеджера на тот момент уже заинтересовала правоохранительные органы. В ноябре 2010 года по запросу ГУВД Иркутской области региональная Контрольно-счетная палата провела муниципальную проверку на предмет распоряжения муниципальной собственностью, были найдены нарушения, и через два месяца на главу администрации города было заведено уголовное дело по ч. 2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Кустос подал в отставку, но от дальнейших проблем это его не спасло – в июне того же года он был задержан и арестован по подозрению в подстрекательстве на убийство, вымогательстве и незаконном хранении оружия.

После того ареста Кустоса его противники решили, что пора действовать. Шесть депутатов — противников мэра из «Единой России» и «Наших» сдали мандаты депутатов горсовета, и в городе были объявлены новые выборы. Они состоялись 10 июня 2012 года, «Единая Россия» набрала 42%, второе место заняла КПРФ. В результате в гордуме Усолья-Сибирского сложился замысловатый политический расклад: 12 депутатов были представителями антикустосовской коалиции, а девять сторонниками экс-мэра. В это же время произошли кадровые перемены в региональном отделении «Единой России» в Иркутской области: курировать партийную деятельность в Сибирском федеральном округе начал Сергей Тен, выходец из семьи, владеющей крупным бизнесом в этом регионе. В Иркутской области он получил и должность главы реготделения. В результате сложных переговоров и при поддержке областного начальства – на заседание гордумы лично прибыли и Тен, и губернатор Сергей Ерощенко с двумя заместителями, и спикер заксобрания Людмила Берлина — мэром города выбрали представителя ЕР Любовь Лис, в прошлом работавшую в горадминистрации при Кустосе, она стала компромиссной фигурой.

В суде же Кустос заявил, что сам он стал жертвой «политического заказа» со стороны губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева и бывшего зампреда правительства региона Сергея Серебренникова. Его судьбу это не изменило, как и гибель ключевого свидетеля по его делу. 12 октября прошлого года Белодедов погиб в автоаварии – по словам очевидцев, машина, в которой он ехал вместе с женой, задела бетономешалку («принадлежала фирме, которой владел Кустос», уточняет Угляница), автомобиль развернуло, а самого Белодедова выкинуло из машины. Но показания на Кустоса в деле остались.

«Тут все начало складываться негативно: эта Лис сразу перекинулась на сторону «Усольчан», еще один молодой депутат от ЕР тоже, и у них теперь снова получилось большинство. Сити-менеджера они своего назначили, Юрия Рожоловского, хотя «Единая Россия» и КПРФ продвигали другого кандидата, Льва Луканина.

И вот тут начинается история с исключением Востренкова и главы фракции «Единой России» Владимира Базарова из партии. Их в итоге исключили по неизвестным причинам, они сами не понимают за что, в результате еще 53 человека написали заявления о выходе из партии», — резюмирует Угляница,

добавляя, что ради сохранения численности в «Единую Россию» сейчас заставляют массово вступить всех сотрудников горадминистрации. Именно Угляница обратился в «Газету.Ru», чтобы вступиться за своих политических оппонентов, которых он считает честными людьми. Говоря хорошо о единороссах, Угляница постоянно оговаривается, что понимает, что они должны быть его идеологическими противниками.

Владимир Базаров, глава фракции ЕР в гордуме Усолья-Сибирского, гендиректор одного из городских телеканалов, говорит, что его исключили с формулировкой «за дискредитацию партии в телевизионных выступлениях», хотя за последний год на его телеканале вышло 56 сюжетов о деятельности родной партии, и все положительные.

Востренков же поплатился своим секретарским местом в «Единой России» за неисполнение решений политсовета регионального отделения, но какие это были решения, сам он в разговоре с «Газетой.Ru» назвать затруднился. Исключили его после того, как он попытался выгнать из партии все ту же Лис за неисполнение решений местного отделения и фракции в гордуме.

Оба изгнанных из партии единоросса не скрывают – они проиграли в аппаратной борьбе главе Иркутского регионального отделения. «Сергей Тен настаивал тогда на так называемом корпоративном списке, а местный политсовет действовал на основании результатов праймериз, - вспоминает Базаров подготовку в апреле 2011 года к формированию партийных списков на выборах в Госдуму. — В итоге мы сумели провести свой список и более чем успешно выступили на выборах. Однако с тех пор Сергей Тен затаил обиду и, по моему мнению, сейчас просто пытается использовать последние свои дни в статусе секретаря регионального отделения ЕР, чтобы ответить нам за давний конфликт».

«Один высокопоставленный представитель регионального отделения мне сказал: «Вы раскачиваете лодку», нас назвали революционерами», — поясняет Востренков.

После исключения Базарова и Востренкова проигравшая фракция продолжила нести потери. На выборах нового секретаря отделения победила их противница Лис. «Люди разочаровались в партии, когда уже после нашего исключения выбирали нового секретаря отделения, и в первом туре голосования победил Игорь Суббота – приличный, честный человек, он побеждал на партийных выборах, но вдруг каким-то образом в урне для голосования обнаружили 10 испорченных бюллетеней и решили проводить второй тур, в котором победила Лис», — вспоминает Базаров.

«Убрали барина, начался дележ наследства, и в итоге наша война закончилась реваншем сторонников Кустоса, хотя он сам сидит», — резюмирует свое положение партийный функционер. Обращение в Москву, к председателю Дмитрию Медведеву, и в Иркутск, в региональный политсовет, партийцам не помогло. «Пока в ответ пришло только письмо из федерального исполкома «Единой России» в региональную контрольно-ревизионную комиссию с указанием разобраться. После этого – тишина, которая длится месяц, и которая закончилась новыми заявлениями о выходе из партии 53 человек, поддерживающих Востренкова и Базарова», — говорит бывший соперник Кустоса на мэрских выборах.

Мятежные единороссы пугают федеральный центр низкими рейтингами.

«Рейтинг «Единой России» у нас в городе в результате упал с 42 до 8% по последним соцопросам, а в сентябре – выборы в региональное заксобрание. Что они будут делать, я не знаю», — грозит Базаров.

Противники Востренкова и Базарова, в свою очередь, обвиняют обоих в провокации против партии.

Мэр города, новый секретарь местного отделения Любовь Лис сказала «Газете.Ru», что из партии никто массово не выходит. «Откуда вы взяли цифру 53 человека? Есть информация, что заявления поступили от 37 человек, двое из них просто перемещаются с учета на учет. Видимо, эти люди (Востренков и Базаров) не достигли каких-то своих целей и решили так поступить, ничего сверхординарного я не вижу. Я считаю, что у людей были какие-то амбиции в партии, но критиковать ее в таком случае неправильно», — заявила градоначальница.

Не сомневаются в том, что мятежные единороссы начали свою игру и пошли ва-банк, и в областной столице. Руководитель Сибирского межрегионального координационного совета «Единой России» Сергей Тен сказал «Газете.Ru», что никаких апелляций на незаконное исключение из партии от Базарова и Востренкова не поступало.

«Что касается 53 заявлений о выходе, на самом деле их гораздо меньше. Более того, по итогам внутренней проверки, которой занимается региональный исполком, выяснилось, что многие написаны, что называется, под копирку», — говорит он, отмечая, что его «в этой ситуации озадачивает факт, что процесс написания заявлений был организованным, значит, есть организаторы, которым это выгодно». Количество вышедших из партии он не называет, зато отмечает: «За последние дни в местное отделение партии вступили 30 человек».

«Мы серьезно подошли к вопросу формирования нашего списка на выборах в гордуму и формированию органов муниципальной власти, — рассказывает он о ситуации в Усолье-Сибирском. — Фракция «Единой России» в гордуме должна была голосовать в интересах горожан, и были указания регионального отделения, как голосовать. Местное руководство эти решения не выполняло исходя из личных интересов. В результате региональный политсовет принял решение их исключить. Хочу отметить, что по уставу нашей партии у любого исключенного члена есть право обратиться в контрольно-ревизионную комиссию на региональном или федеральном уровне, но таких обращений от этих людей не поступало. Значит, они согласны с решением и просто решили вынести конфликт в публичную плоскость».

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что подобные ситуации для «Единой России» являются вполне рядовыми в партийной жизни.

«Подобного рода скандалы в «Единой России» происходили всегда, на протяжении всей жизни этой партии. В случае Усолья-Сибирского, как и в большинстве остальных случаев, речь идет о конфликте внутри элит, для «Единой России» они характерны – так, например, была целая волна выходов оттуда в 2004 году, что на позициях партии на федеральном уровне не отразилось», — отметил Минченко. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.