Политика в мире

Ответственность за поставки С-300 Ирану Москва переложила на Тегеран

23.09.2010
Михаил Смилян , GZT.RU
Ракеты С-300 не будут поставляться Ирану, так как это оружие запрещено санкциями Совбеза ООН, заявляет Генштаб РФ. Дальнейшие действия Москвы, по словам военных, зависят от поведения Тегерана. Такие слова Москвы выглядят как торг с США, да и Ирану, судя по всему, не важно, продолжатся ли поставки С-300. По крайней мере, от своей ядерной программы страна точно не откажется.

Россия не поставляет комплексы С-300 Ирану, так как они подпадают под санкции Совета Безопасности ООН. Об этом в среду, 22 сентября заявил начальник Генштаба Николай Макаров. По его словам, процесс «было решение руководства остановить процесс поставки, мы его выполняем».

На вопрос, будет ли разорван соответствующий контракт, начальник Генштаба не дал однозначного ответа. «Посмотрим, это будет зависеть от поведения Ирана»,— приводит слова Макарова РИА Новости.

Контракт на поставки Ирану комплексов противовоздушной обороны С-300 был подписан в декабре 2005 или в конце 2007 года. Россия должна была поставить Тегерану пять дивизионов зенитной ракетной системы С-300ПМУ-1 на сумму около $800 млн, однако официально о таких поставках ничего не сообщалось.

Поставки, которых не было

В декабре 2008 года Иран сообщил, что Россия начала поставки в Исламскую республику комплектующих к системе С-300. Однако Москва ответила, что эта информация не соответствует действительности.

В конце октября 2009 года источники в оборонном комплексе сообщили, что сделка между Россией и Ираном существует, однако она заморожена. При этом Тегеран выплатил аванс и начал осуществлять регулярные платежи. Причина заморозки сделки не уточнялась.

Тем не менее примерно через полгода года постоянный член Совета безопасности РФ, спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что Россия выполнит свои обязательства по поставке С-300.

«Это наше суверенное дело, кому что поставлять. У нас есть двустороннее соглашение с Ираном, Россия всегда выполняла все свои международные договоры и соглашения. Поэтому поставка этого оборонительного комплекса— дело времени»,— сказал Миронов, отметив, что «там действительно технические задержки».

«Я уверен, что мы поставим этот комплекс, в том числе, и для того, чтобы Иран смог обороняться от любого воздушного нападения на его территорию. Это право, опять же, суверенного государства»,— сказал он.

Подобные сообщения вызвали озабоченность на Западе и в Израиле. Девятого июня СБ ООН принял резолюцию, вводящую в отношении Ирана очередные санкции, на этот раз— в связи с его отказом свернуть работы по обогащению урана. С-300 были включены в санкционный список как ракетные технологии. Противники этого решения говорили, что С-300 — оборонительное оружие, не попадающее под действие санкций.

Москва решила не сама

Сегодняшнее заявление Николая Макарова говорит о том, что контракт не разорван, он просто заморожен, уверен Раджаб Сафаров, директор Центра изучения современного Ирана.

А формулировка «будет зависеть от поведения Ирана»— это типичная для чиновника уловка. На самом деле Россия увязывает вопрос поставки ракет со своими интересами на Западе, да и США оказывает на Москву давление в этом вопросе, сказал Сафаров GZT .RU.

«У Ирана, по большому счету, нет проблем ни с законодательством, ни с МАГАТЭ, решения этого вопроса не хочет США. Ясно, что Тегеран не пойдет на поклон к Москве: не поставят— так не поставят»,— констатирует собеседник GZT .RU.

Иран все равно решит эту проблему и тогда Россия понесет финансовые и репутационные издержки: С-300— не только деньги для российского ВПК, но и присутствие в регионе, заключил эксперт.

Просто торг

Заявление Генштаба— это элемент торга с американцами, полагает, в свою очередь, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

История с ядерными технологиями— это такая самораскручивающаяся спираль, говорит собеседник GZT .RU. «Иран заинтересован в разработке ядерных технологий— для них это средство защиты. А США это может дать повод провести там военную операцию, и эта возможность еще больше подталкивает Тегеран к действию»,— говорит Минченко.

По его мнению, Тегеран рано или поздно накопит определенный потенциал. Даже, возможно, создаст ядерное оружие, и никто не сможет этому помешать.

Комментарии: