Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Южная Осетия вновь выбирает президента

26.03.2012
Игорь Являнский , Известия
На этот раз среди кандидатов нет российского фаворита - Москва готова работать с тем, кто победит
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов

В Южной Осетии проходят повторные выборы президента. Пять месяцев назад острая борьба за этот пост завершилась тем, что Верховный суд отменил итоги второго тура голосования, обнаружив нарушения со стороны лидера гонки Аллы Джиоевой.

Сейчас в бюллетени внесены фамилии четырех местных кандидатов. Это бывший председатель республиканского КГБ Леонид Тибилов, уполномоченный по правам человека Давид Санакоев, посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев и лидер Компартии Станислав Кочиев. Предварительные результаты станут известны в ночь на понедельник.

— Разосланы 40 тыс. избирательных бюллетеней, — говорит председатель ЦИК республики Белла Плиева. — Чтобы исключить фальсификации, на каждом участке будут присутствовать представители кандидатов — без подписи на оборотной стороне бюллетень будет считаться недействительным.

Выборы, по ее словам, будут признаны состоявшимися при явке, превышающей 50%. Если ни один из кандидатов не наберет необходимого количества голосов (50% плюс один голос), то в течение 15 дней должен пройти второй тур.

— На выборах в Южной Осетии нет фаворита, поэтому высока вероятность второго тура, — полагает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

На этот раз среди претендентов нет явно выраженного московского кандидата. По мнению эксперта, по степени предпочтительности для России их можно расставить в следующем порядке: Медоев, Тибилов, Санакоев, Кочиев. Но при этом ясно: кто бы ни победил, Москва будет с ним работать.

Социология в Южной Осетии весьма специфична, поэтому, как считает Минченко, трудно сделать объективный прогноз. Одна из главных причин в том, что в республике — до 30% отказников, которые могут вообще не прийти к урнам. Учитывая небольшое количество избирателей (чуть более 30 тыс.), надо также иметь в виду высокий уровень влияния неэлекторальных технологий. Таких, например, как скупка голосов, которая активно использовалась на прошлых выборах.

Сейчас некоторые кандидаты снова говорят, что в республике появились черные джипы, из которых выходят крепкие парни с поломанными носами и ушами. Третья причина — привоз людей из Северной Осетии. А это во многом зависит от пропускной способности автодорожного тоннеля под Рокским перевалом. И, наконец, — административный ресурс. Сейчас он в большей степени нацелен все же на поддержку 51-летнего Медоева — временно исполняющий обязанности президента Вадим Бровцев, который в последнее время существенно прибавил в популярности, судя по-всему, ему благоволит.

Если брать наибольшее число элитных групп, стоящих за конкретным кандидатом, то лидирует 60-летний Тибилов. Его поддерживают живущие в России осетинские бизнесмены, весьма влиятельный в республике главный тренер мужской сборной России по вольной борьбе Джамболат Тедеев, целый ряд амбициозных лидеров местных кланов, которые на прошлых выборах стояли за Аллой Джиоевой.

С этой точки зрения наихудшие позиции у 36-летнего Санакоева и 57-летнего Кочиева. Но электоральная поддержка у них попрочнее.

Санакоев выгодно отличается от всех остальных по возрасту. Он — единственный из четверки воевал с Грузией, причем в спецназе. Кандидат достаточно эффективно разыгрывает свои плюсы. Его слоган — «Молодой стране – молодого президента!». Санакоев предлагает перезапуск всей политической системы Южной Осетии. Все соцопросы показывают, что у него наибольшая положительная динамика рейтинга, поэтому именно с ним могут быть связаны избирательные сюрпризы.

Коммуниста Кочиева долгое время не воспринимали всерьез. В том числе потому, что у него были проблемы со здоровьем — поражение лицевого нерва. Но он сделал успешную операцию и сейчас выглядит вполне дееспособным. Кочиев — самый оппозиционный кандидат. Его слоган — «Долой банду!» При этом он единственный из кандидатов, реально пострадавший от Эдуарда Кокойты. По указанию экс-президента его со скандалом убрали с поста спикера парламента.

У Тибилова и Медоева есть уязвимые места в силу того, что они гораздо дольше находятся в большой политике. Тибилову приписывают, что в 1992 году он якобы подписал протокол с грузинами, предусматривающий сохранение территориальной целостности Грузии. Бывший глава республиканского КГБ отметает без дополнительных объяснений это обвинение, но такая претензия к нему есть. К тому же на него, как на выходца из спецслужб, распространяется негатив, связанный с преследованием и задержанием Аллы Джиоевой.

У Медоева главная проблема в том, что он долго не был на родине и якобы не знает ее проблемы.

Экс-лидер югоосетинской оппозиции Алла Джиоева, только недавно выписанная из больницы, участвовать в голосовании не будет.

— На выборы я не пойду, потому что не вижу в этом смысла и не верю в их объективность, — заявила она.

Джиоева выразила также недоумение в связи с тем, что ни один из кандидатов «не дал оценки событиям 9 февраля, когда спецслужбы штурмом взяли ее избирательный штаб».

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.