Политика

Аллу Джиоеву утомили до инсульта

10.02.2012
Игорь Являнский , Известия
Находящуюся в реанимации оппозиционерку обвиняют в подготовке захвата власти в Южной Осетии
Лидер оппозиции Южной Осетии Алла Джиоева. Фото: РИА НОВОСТИ/Илья Питалев

Лидер югоосетинской оппозиции Алла Джиоева продолжает находиться в реанимационном отделении Республиканской соматической больницы Цхинвала с диагнозом — инсульт головного мозга, гемипарез слева. Ее состояние несколько стабилизировалось, но продолжает оставаться тяжелым. Утром в пятницу она пришла в сознание. Не исключено, что для дальнейшего лечения ее переправят во Владикавказ или Москву.

В больнице экс-кандидат в президенты Южной Осетии оказалась после того, как ОМОН взял штурмом ее цхинвальскую штаб-квартиру. На пятницу Джиоева планировала инаугурацию в качестве президента. Ее соратники утверждают, что при проведении операции спецназовцы якобы применили силу, нанеся ей несколько ударов прикладом автомата.

— Это исключено. Джиоева обследована, травм у нее нет. Причиной плохого самочувствия стал гипертонический криз, вызванный ее переутомлением, — сообщил «Известиям» главврач республиканской больницы Маирбек Кокоев.

Своя версия произошедшего есть и у Генпрокуратуры республики. По словам старшего следователя по особо важным делам Алана Плиева, в производстве находится уголовное дело по приготовлению к насильственному захвату власти со стороны Джиоевой. Силовики появились в ее штабе, чтобы доставить повестку на допрос в качестве свидетеля по данному делу. Однако в ходе беседы ей неожиданно стало плохо. Плиев лично вызвал скорую помощь и наряд милиции.

В Москве на происшедшее в Южной Осетии пока смотрят с недоумением, отрицая участие российских структур в событиях вокруг оппозиционерки.

— Хочу с полной уверенностью заявить: Москва не имеет никакого отношения к этой идиотской акции с задержанием Аллы Джиоевой, — сказал в комментарии «Известиям» директор Института стран СНГ Константин Затулин. — Весьма характерной в этой связи — прошу обратить на это внимание — является реакция КГБ Южной Осетии, который немедленно приступил к расследованию причин происшедшего.

Ситуация в республике, по его мнению, с большими трудностями шла к своему спокойному разрешению. Не было никакой необходимости ее обострять. Можно только гадать, считает Затулин, какими резонами руководствовались люди, штурмовавшие штаб-квартиру Джиоевой в Цхинвале. Очевидно, что не было никакой необходимости делать из запутавшегося в сложных обстоятельствах человека — не врага, а друга России, нашего соотечественника — мученицу.

— Мне достоверно известно: то, что произошло в Южной Осетии, вызвало в российских властных структурах, мягко говоря, недоумение. Это внутренние разборки югоосетинских политэлит и кланов, — сказал «Известиям» директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Он полагает, что Джиоева уже достаточно давно не пользуется реальной политической поддержкой как электората, так и влиятельных деятелей. Еще недавно стоявшие за ней бывший министр обороны Южной Осетии Анатолий Баранкевич и тренер сборной России по вольной борьбе Дзамболат Тедеев высказались против ее инаугурации. Тедеев в телефонном разговоре с ней буквально накануне операции ОМОНа даже попросил освободить принадлежавший его клану дом, где размещался ее штаб. Некоторые эксперты считают, что не приход следователя, а именно эта беседа стала причиной гипертонического криза.

В Южной Осетии шел цивилизованный политический процесс по подготовке выборов, назначенных на 25 марта. Регистрацию прошли около 15 кандидатов и инициативных групп по их выдвижению. То есть была сформирована вполне конкурентная среда. Теперь ситуация, как считает Минченко, дестабилизировалась.

Эксперт полагает, что сейчас необходимо — в том числе и при посредничестве России — организовать нормальный переговорный процесс элит с учетом того, что Джиоева вышла за его рамки. Как программа-минимум — о понятных, прозрачных правилах проведения выборов. Как программа-максимум — о едином кандидате. Это важно, чтобы не довести ситуацию до очередного политического противостояния или не дай бог стрельбы.  

Комментарии: