Политика

Как Кремль и Белый дом будут искать общий язык

23.05.2012
Наталья Галимова , Известия
«Известия» выяснили основные горячие точки в новой структуре российской власти
Фото: REUTERS/РИА НОВОСТИ/Алексей Дружинин

Вслед за Владимиром Путиным в Кремль переехал целый ряд бывших министров. Это Эльвира Набиуллина, Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко, Игорь Трутнев и Игорь Левитин. Все, кроме экс-главы Минтранса, получили должности помощников главы государства: Левитин стал советником.

Именно поэтому, считают источники «Известий», разрешение конфликтов интересов, существовавших в рамках правительства Владимира Путина, неизбежно достанется в «наследство» новому составу кремлевской администрации.

«Несмотря на перестановки в структурах власти, старые конфликты интересов никуда не делись, а новые уже наметились», — рассказывает осведомленный чиновник, близкий к администрации президента (АП).

«Известия» попытались разобраться, как будет работать новый состав администрации президента.

— Логика назначений последних двух дней такова, что есть АП, которая вырабатывает стратегию, и правительство, которое будет ее реализовывать, — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Соответственно те, кто будет вырабатывать стратегию, получили должности помощников президента, а в правительстве появились молодые технократы.

Член Общественной палаты, политолог Иосиф Дискин полагает, что последние кадровые решения говорят о созданной Путиным системе сдержек и противовесов:

— С одной стороны, он дал Медведеву карт-бланш на формирование правительства. С другой — показал, что действует в старых традициях: людей, с которыми давно работает, он захотел видеть рядом с собой в Кремле.

При этом, добавляет Дискин, «новые кремлевцы» и «правительственные мужи» вполне могут найти общий язык:

— Например, Игорь Шувалов прекрасно «монтируется» с Эльвирой Набиуллиной.

Между тем уже сейчас можно говорить о том, какие конфликты интересов возможны в новой конфигурации власти.

— Неизбежен конфликт по линии Сечин (Игорь Сечин возглавил «Роснефть». — «Известия») –Дворкович (Аркадий Дворкович, вице-премьер), — рассуждает собеседник в Белом доме. — Сечин по-прежнему имеет прямое отношение к ТЭКу, а в правительстве эту сферу сейчас курирует Дворкович.

У нового и бывшего вице-премьеров различные экономические позиции. Дворкович — либерал, Сечин — убежденный сторонник максимального присутствия государства в экономике.

— У премьера Медведева и вице-премьера Дворковича четкая концепция: необходимо проводить приватизацию (госсобственности. — «Известия»). Группа Сечина к приватизации не готова и настаивает на отсрочке, — продолжает чиновник.

Иосиф Дискин обращает внимание на возможность стычек вокруг реализации «Стратегии –2020»: «Способно ли новое правительство эту программу воплотить в жизнь? На первом месте здесь — наличие политической воли. Например, лично для Шувалова реализация «Стратегии» — очень серьезный вызов, он лично связал себя с этой программой».

Источник, близкий к Кремлю, напоминает, что в администрации президента есть такое заинтересованное в воплощении «Стратегии» в жизнь лицо, как экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. А есть и влиятельная противница новой социально-экономической стратегии государства в лице Татьяны Голиковой. То, насколько успешно будет проходить реализация программы, зависит во многом от экономических и политических реалий, говорит чиновник.

После назначений можно говорить и о третьей точке конфликта — пока только возможного, говорит чиновник. С одной стороны, глава аппарата правительства, бывший серый кардинал российской политики Владислав Сурков и его верный соратник, экс-глава Управления внутренней политики Кремля, экс-полпред в ЦФО, а ныне руководитель Минрегиона Олег Говорун. С другой — первый замглавы АП Вячеслав Володин.

— Сурков с Говоруном курируют регионы, Володин — тоже. Первые вроде отвечают за то, как будут тратиться бюджетные деньги, второй — за выборы. Но, имея финансовый ресурс, всегда можно оказывать влияние на власть на местах, — говорит источник в правительстве.

Политолог Станислав Белковский считает, что новому главе аппарата правительства «не удастся сделать Белый дом структурой, автономной от Кремля»:

— Конечно, Сурков будет пытаться влиять на политические процессы в регионах, но Володин вряд ли ему это позволит. Его ресурс выше. Обратите внимание: в Управление внутренней политики Кремля приходят исключительно люди Володина.

Профессор Высшей школы экономики, бывший сотрудник АП Олег Матвейчев, напротив, уверен, что Сурков не будет вмешиваться во внутриполитические процессы:

— С давних времен заведено, что политикой занимается администрация президента, а экономикой — правительство. «Заплывать за буйки» в этой ситуации трудно. Тут ничего ни от кого не скроешь, о нарушении правил игры сразу станет известно кому следует. Сурков и Говорун — люди системы, которые не действуют без указаний сверху. Поэтому всем, что касается трансфертов, спецпрограмм для регионов, будет заниматься Говорун, а выборами губернаторов — Володин, — говорит он.

По мнению Белковского, глобальных, системных конфликтов в связке АП–Белый дом нет и не будет: «Правительство состоит из молодых технократов и позиционируется как кабинет с либерально-технократическим содержанием. Но это сигнал ложный. Новое правительство не является либеральным, оно будет проводить старую политику. А бывшие министры, которые стали помощниками, получили синекуру. Ни о каком параллельном правительстве в Кремле речи не идет», — резюмирует эксперт.

Алексей Макаркин считает, что могут возникнуть определенные конфликты на ниве внутренней и внешней политики:

— С одной стороны, премьер Медведев недавно заявил, что не надо отключать Twitter (во время массовых акций протеста. — «Известия»), с другой — Кремль принимает в первом чтении законопроект о митингах (об ужесточении ответственности за нарушение правил проведения митингов. — «Известия»).

Что касается внешнеполитической составляющей, то политолог обращает внимание: Дмитрий Медведев, уйдя в Белый дом, пригласил с собой Сергея Приходько, занимавшего пост помощника президента по международным делам, — он стал замруководителя аппарата правительства. В свою очередь Юрий Ушаков, занимавший аналогичную должность в кабинете Путина и отвечавший за внешнюю политику в правительстве, занял пост Приходько в Кремле.

— Тот факт, что с Медведевым сейчас ушел в правительство Приходько, говорит об одном: у нынешнего премьера есть свои внешнеполитические интересы, он не хочет забрасывать эту тему. Впрочем, по мнению политолога, дело едва ли дойдет до явных конфликтов.

Источник в Кремле заявил «Известиям», что новый глава кабмина будет заниматься внешней политикой больше, чем его предшественники. И это часть договоренностей между главой государства и главой кабинета министров.

Комментарии: