Политика

Григорий Явлинский: Мы пойдем своим путем

20.06.2012
Андрей Полунин , Свободная пресса
Основатель «Яблока» предлагает демократическим силам собственный рецепт давления на власть
Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Карпов

Основатель «Яблока» Григорий Явлинский рассказал на «Радио Свобода» о новой стратегии гражданских протестов. Патриарх демократического движения настаивает, что пружина нынешнего протеста сжалась во многом благодаря деятельности его партии. «Яблоко» подготовило сотни наблюдателей – благодаря этому фальсификации на выборах стали явными – люди увидели их и возмутились.

Главный вопрос сейчас, по-мнению Явлинского, - наполнить протест смыслом. Для этого, считает он, необходимо, чтобы демократические силы «отделились от леваков, сталинистов, и националистов… иначе никогда не будет ни общих целей, ни общей программы».

Что предлагает Явлинский? Тактику малых дел - участвовать в сборе подписей против тех или иных инициатив, голосовать в интернете, наблюдать, как работают чиновники и полицейские (например, посты ГИБДД), пополнять публичный реестр коррупции.

Нынешний стихийный протест Явлинский не одобряет. Он считает, это может ускорить разрушение нынешнего евразийского пространства, которому и без того грозит саморазрушение.

Вот как прокомментировал выступление основателя «Яблока» гендиректор Международного института политической экспертизы. Евгений Минченко:

– Очевидно, что Григорию Алексеевичу опять что-то пообещали, а он, наивный, верит. В свое время, в 2003 году, ему обещали, что «Яблоко» пройдет в Госдуму. Путин даже его поздравлял по телефону, но потом что-то не сложилось, и партия в парламент не попала. Думаю, и сейчас Григорий Алексеевич надеется, что с властью ему еще удастся договориться… То, что предлагает Явлинский – это такой «Медведев-лайф». Все это уже было, – пресловутое медведевское «страна без дураков» из той же серии… Думаю, власть подобные виды активности, когда протестная энергия переправляется в другое русло, вполне устроила бы. Ну, а дальше оставалось бы маргинализовать протест, показывать почаще провокаторов в форме, похожей на нацистскую. Мол, посмотрите, кто протестует, вы что, с ними хотите? Не надо с ними!.. В этом смысле, в сценарии Кремля Григорий Алексеевич играет вполне понятную роль…

На сайте «Радио Свобода» выложен лишь фрагмент интервью с господином Явлинским. «Свободная пресса» не поленилась, и расшифровала беседу практически целиком.

Григорий Явлинский: – Политическая программа, которую реализует «Яблоко» последние 8 лет, реализована, она работает, она практически осуществляется. И вот это очень важно. Я сейчас покажу вам 6-7 пунктов этой программы и расскажу, как она действует.

Например, мы всегда настаивали, что в выборах надо участвовать. А это было совсем непросто. Очень многие коллеги занимались «Нах-Нахом», еще чем-то, они считали по-другому. А мы настаивали на том, что в выборах надо участвовать, и это привело нас к тому, что на последних выборах «Яблоко» сыграло очень значительную роль, несмотря на то, что другая политическая оппозиция говорила, что нужно голосовать за Жириновского, за КПРФ, за «Справедливую Россию», за кого угодно, кроме «Единой России». И мы получили такую Думу, какую получили.

А стратегия, которую реализовывало «Яблоко», привела к тому, что мы смогли тысячи наблюдателей привести на избирательные участки. И присутствие этих наблюдателей явилось пружиной. Мы их учили, мы их готовили. Это же мы делали много лет подряд, но не всегда получалось. А вот сейчас сработало. ( Здесь Григорий Алексеевич явно тянет одеяло на себя. Среди наблюдателей были не одни «яблочники». Более того, и на президентских, и на парламентских выборах большинство наблюдателей делегировали КПРФ и миллиардер Прохоров. А от коммунистов, к тому же, больше всего поступило жалоб на нарушения - авт.) И какой эта пружина дала главный политический результат? Огромным количеством независимых и свободных людей были обнаружены политические фальсификации. Люди их увидели сами. И тогда началась реализация следующей части программы – появились протесты. Мы имели в виду, что эти протесты обязательно возникнут, когда много людей увидят фальсификации. Конечно, никто не знал, когда это произойдет, но точно было известно, что это должно произойти.

Ощущение времени и ритма движения, которое сейчас происходит, говорит о том, что сейчас этот протест требует корректировки, как минимум, по двум важнейшим элементам. Первое. В чем цель всего протеста? Формирование новых обстоятельств жизни в стране, новых политических обстоятельств, которые позволят провести выборы совсем по другим правилам, и уже совсем другие выборы очень скоро, через пару лет. А чтобы появились новые обстоятельства, их нужно выдавить из власти, заставить ее это сделать. Этот процесс идет, и это тоже часть нашей программы.

Радио «Свобода»: – Что должно произойти, чтобы эти выборы случились раньше? Какие-то драмы?

Григорий Явлинский: – Серьезные, глубокие события. Для того, чтобы мы выполняли свою политическую роль и программу, мы должны эти протесты сейчас наполнить смыслом, содержанием. Это, во-первых. А во-вторых, ни в коем случае не допустить действий, которые ведут к разрушению, к краху, к насилию, к раскручиванию насилия по спирали. Чрезвычайно важная вещь – наполнить протесты смыслом, а во-вторых, разделить этот процесс таким образом, чтобы демократические силы отделились в этом процессе от леваков, сталинистов, и националистов. Это очень важно. Иначе никогда не будет ни общих целей, ни общей программы, а будут шествия, когда в колонне идут в нацистской форме и бог знает с какими лозунгами и флагами... Отделение от нацистов, националистов, крайних фашистов – это чрезвычайно важные вещи. И эти действия сейчас, как «программа максимум», приведут к тому, что гражданское демократическое движение получит совсем другие результаты через 4-5 лет. А может быть, это все произойдет и раньше.

Радио «Свобода»: – После чрезвычайно низкой явки людей на выборы в Красноярске и Омске, возникает вопрос: как менять положение в стране, если основная часть населения по-прежнему игнорирует выборы?

Григорий Явлинский: – Да, явка катастрофическая. Но это о чем свидетельствует? Нужно, как я уже говорил, корректировать нынешние протесты и наполнять их смыслом. И не делать из протестов какие-то гуляния и хороводы. Слово «гуляния» я употребляю в смысле, когда, как на Масленицу – все обо всем, и никто ни о чем, когда одна всеобщая радость. Вот этого всего – недостаточно, понимаете? Поэтому люди в стране смотрят на то, что происходит в Москве – и показывают явку 17%, как в Омске. Еще раз повторю: протест надо наполнять смыслом, делать более внятным, динамичным, нацеленным на что-то, четким.

А второе – альтернативы нет. Вообще, политика и выборы начинаются тогда, когда есть внятная альтернатива: персональная, программная, нравственная. А вы хотите, чтобы за три недели в Омске раскрутилась настоящая альтернатива. Не бывает такого, это более широкий, более длительный процесс, с этим все время нужно работать...

Радио «Свобода»: – Правильно я понимаю, вы считаете, что протест важно разделить? На чистых и нечистых?

Григорий Явлинский: – Вот это прекратите. Здесь нет чистых и нечистых, – есть разные. Это для вас они чистые и нечистые, а для меня, как политика… Я Удальцова лично уважаю. Но с программой его категорически не согласен.

Я понимаю людей, которые высказывают тревогу по поводу распространения русского языка, или миграционной политики. Но просто у меня другое решение проблем, о которых они говорят – принципиально другое. Я считаю, то, что они хотят делать – опасно, критически опасно для будущего страны. Тем более, что сама евразийская система, которая сегодня существует, может рухнуть по причинам самоуничтожения. А тут еще вот эти…

Радио «Свобода»: – Вот Милов и Навальный – они ведь тоже…

Григорий Явлинский: – Это их дело. Мы это не поддерживаем, считаем опасным, ведущим в тупик, контрпродуктивным.

Радио «Свобода»: – Но тот же Навальный – один из самых ярких лидеров протеста...

Григорий Явлинский: – Я много знаю в европейской истории ярких личностей, которые для меня категорически неприемлемы. При чем тут яркость? Я же не девушка…

Радио «Свобода»: – Хорошо, тогда про Конституцию. Вы полагаете – как бы не относится к политологам – приемлем понятный для людей лозунг: поменять нынешнюю самодержавную власть, поменять Конституцию?

Григорий Явлинский: – Вы совсем шутите сейчас?

Радио «Свобода»: – Нет, почему?

Григорий Явлинский: – Поменять Конституцию – это понятно для людей? Вы выезжали из Москвы за последние 10 лет? Если вы подойдете на улицу к человеку и спросите, как ему лозунг «поменять Конституцию», он скажет – отойди от меня. Это очевидно.

Если помните, «Яблоко» не поддерживало Конституцию в 1993 году – так партию чуть не сняли с выборов. Я тогда выступал и говорил: не может быть президент выше, чем разделение властей. Он не может быть над всем – это приведет к катастрофе.

Теперь ситуация стала более четкой и более ясной. Если у нас есть большие массы людей, которые хотят поменять Конституцию, я буду рад с ними повидаться. Но на самом деле, люди хотят, чтобы было больше справедливости, меньше лжи, больше доброты и больше честности в жизни, в стране. Вот чего они хотят.

А если это перевести на более предметный язык, то люди хотят, чтобы было образование не такое, как сейчас, а нормальное. Чтобы медицина была доступной, чтобы была безопасность, и чтобы полиции не нужно было бояться.

А для этого нужно решить вопросы, чтобы закон был равным для всех. Чтобы было разделение властей, и чтобы собственность была неприкосновенна.

Вопрос Конституции существует. Но сегодня, сейчас, он относится к стратегическим вопросам. Этот вопрос я обсуждал в апреле 2011 года, когда имел честь опубликовать здесь, на «Свободе», статью «Ложь и легитимность». Я писал в ней, что власть нелегитимна, и что рано или поздно потребуется проводить Учредительное собрание, разогнанное большевиками в январе 1918 года. И там, в этом контексте, будет решаться и вопрос Конституции.

Радио «Свобода»: – Люди, тем не менее, очень боятся этих перемен. Довольно большая часть вопросов наших слушателей сводится к следующему: что вы, Григорий Явлинский, могли бы сейчас рекомендовать стране? Какие нужны первоочередные меры, чтобы стабилизировать политическую обстановку?

Григорий Явлинский: – Я сторонник принципа: чем лучше, тем лучше. Поэтому еще раз могу сказать: есть кардинальное направление развития страны. Это передача земли гражданам бесплатно, использование всех ресурсов государства для строительства объектов инфраструктуры, дорог, и обеспечения строительства частных жилых домов по всей стране. Расчеты показывают, что за 7 лет люди построят себе 14 миллионов жилых домов – почти 40 миллионов человек.

Это – мечта всей России. Но и с экономической точки зрения это – внутренний спрос. Россия имеет уникальное положение: мы можем создать огромный внутренний спрос за счет того, что у нас есть земля, и есть огромная потребность в жилье. Но мы не делаем этого.

Думаю, ни президент Путин, ни премьер Медведев никогда этого делать не будут.

Радио «Свобода»: – Важно, наверное, если мы говорим о политическом моменте, понять: каким может быть экономический сценарий, ведь после 1 июля все подорожает? Наш слушатель просит обрисовать два сценария в экономике: первый – если демократические перемены произойдут, второй – если нет.

Григорий Явлинский: – Ключевой проблемой российской экономики является внутренний спрос. Его надо развивать не просто быстро, это – программа номер один. Когда я говорю о необходимости развивать внутренний спрос, я имею в виду масштабное, за счет накопленных государством средств жилищное строительство. Она связана и с развитием внутреннего спроса для экономики, и с освоением восточных территорий. Эти две темы – чрезвычайные.

Есть еще одна тема – диверсификация экономики. Об этом много говорят, но анализ показывает, что дискуссия идет не всегда о том. Дискуссия должна идти об обеспечении прозрачности в экономике.

Сегодня сырьевой сектор в экономике – подавляющий, он абсолютно доминирует. В чем там проблема? Не в том, что в этих отраслях рентабельность выше, чем у других, и поэтому туда идет капитал. Проблема в том, что этот сектор – абсолютно непрозрачный. Вся экономика малопрозрачна, а уж этот сектор непрозрачен вовсе.

Поэтому, чтобы менять ситуацию в экономике в целом, требуется введение новых правил для сырьевых отраслей. И вовсе даже не налогов, а самих правил ведения бизнеса. Это должно быть абсолютно ясно и внятно: все участники, и особенно госкорпорации, которые работают в сырьевом бизнесе, должны быть на виду. Декларации чиновников, занятых в сырьевом бизнесе, должны быть вдвое более подробные, и в десять раз более подробные в плане расходов, какие делают эти чиновники.

То есть, деятельность каждого менеджера среднего и высшего звена, работающего в сырьевых отраслях, особенно в государственных корпорациях, должна быть абсолютно прозрачной. Вот тогда начнется другой разговор.

Но дело в том, что нынешняя власть не будет этого делать. Проблема как раз в этом заключается, Возможно, она будет делать какие-то шаги, но очень маленькие. Потому что это нарушает ее коренные интересы. Путин не будет проводить такого рода реформы и изменения. Поэтому давайте просто посмотрим, что происходит.

Отток капитала составил за 2011 год и начало нынешнего года порядка 98 млрд долларов. Государственный долг у нас небольшой, но корпоративный – очень большой. И что сейчас происходит – опять компании выстроились за деньгами. Те же самые, компании-банкроты, которые были банкротами в 2008 году. Сейчас они опять просят деньги налогоплательщиков то есть, ваши. Чтобы эти деньги снова спасали их от банкротства.

Это очень опасный момент. Когда вся экономика привязана к Европе, а в Европе сейчас могут быть большие трудности, с точки зрения рецессии, – это чревато проблемами.

Что касается четкого прогноза, я стараюсь его не делать. Все экономисты знают: не надо сеять панику, не надо говорить вещи, которые ведут к всплеску инфляции. Но всем хочу сказать: экономика находится в весьма сложном положении, могут быть серьезные проблемы. Ресурсы государства на сегодняшний день немалые, государство может стабильно вести экономический процесс. Но если потрясения будут действительно большие, то это скажется – и на кармане, и на ценах, и на рабочих местах.

Радио «Свобода»: - Давайте послушаем вопрос в прямом эфире. «Григорий Алексеевич, у меня, может быть, наивный вопрос. На фоне нынешних митингов, арестов, возросших штрафов, что вы бы могли посоветовать тем людям, кого тоже не устраивает режим, кто тоже хочет честных выборов, справедливых законов, но кто пока не хочет или не может ходить на митинги? Ведь это действительно страшно, и штрафы очень возросли… Не каждый обычный человек готов маршировать в колонне, наверное, можно повлиять на события, оставаясь на своем месте?»

Григорий Явлинский: – Вы почти ответили на свой вопрос. Мы здесь обсуждали, что когда возникают такие радикальные настроения, когда большевизм «свой-чужой» становится доминантой, это действительно очень опасно. Очень много миллионов людей разделяют все то, о чем говорится на этих митингах, но не выходят на них, и в этом нет ничего зазорного. Не все это любят, не у всех есть такое настроение – все время в этом участвовать.

Кроме того, надо понимать: наше государство полицейское, репрессивное, и к митингующим оно будет применять соответствующие методы. Тут нечему удивляться.

Что делать вместо митингов? В Сети, например, будет много различных голосований. Там очень много можно делать, поддерживать различные инициативы. Мы, например, будем проводить сборы подписей по самым разным вопросам, чтобы выразить настроения большого числа людей. Мы всегда найдем способы выражения, которые людям подходят, которые им соответствуют... Есть лозунг «Яблока»: власть – под контроль граждан. Что это означает? Сейчас нет наблюдений за голосованием, но мы предлагаем наблюдать за работой властей. Мы это организуем в Петербурге: наблюдение за работой властей, работой полиции, работой чиновников.

Радио «Свобода»: – Каким образом?

Григорий Явлинский: – Люди просто наблюдают, как работает, допустим, пост ГИБДД, и записывают, что там происходит. Плюс к этому, составляется публичный реестр коррупции.

Радио «Свобода»: – То есть, Навальных должны быть сотни?

Григорий Явлинский: – «Роспил» работает с ФАС, с госорганом. Это – другая история. А здесь имеются в виду абсолютно конкретные вещи. Мы, например, создали для Москвы особую методику расчета себестоимости расходов на ЖКХ – там ведь огромные откаты. Методикой может воспользоваться каждый москвич – с 1 июля, когда повысят тарифы, эта тема станет особенно актуальной.

Сейчас появится новый сюжет – расширение Москвы. Не знаю, зачем это делается, и что из этого выйдет. Я не видел ни одной экономической проработки вопроса. Но туда будут вкладываться сотни миллиардов рублей – это в то время, когда надо создавать внутренний спрос и строить жилье.

А мы, получается, будем расширять государство для чиновников. В нем 25% имеют все права, а 75% – только обязанности.

Радио «Свобода»: – Сейчас протест уйдет на каникулы, но вернется осенью. Вы отделите свои колонны от общего марша, и будете собирать свои митинги?

Григорий Явлинский: – Не исключаю. Я не знаю, как мы это организуем. Мы делали подобные митинги, но не надо преувеличивать значение этих форм. Самое главное – это наполнение их смыслом… 

Комментарии: