Stratagema — cтратегия эффективности

Лоббизм и GR

Лоббизм и правоохранительные органы (Тезисы)

10.03.2006
Выступления В.В. Клювганта на круглом столе по лоббизму в рамках «Дней PR»

1. Возрастание роли и влияния государства в экономике и бизнесе: - регулирование (которое тоже возрастает: Богданов - несколько тысяч согласований для начала нового проекта), - участие в различных формах, в том числе прямое

2. Активность силовиков растет опережающими темпами и с опережающей интенсивностью. Знаковая перемена и знаковая фигура: Васильев В.А. на посту председателя комитета ГД по безопасности. Побольше бы таких лоббистов в этой сфере, но сам по себе факт крайне показательный. Особенно преуспела прокуратура: превратилась из главного правозащитника в главного силовика, при этом стала очень активной и вездесущей, очень любит рассуждать и высказывать с претензией на истину суждения о нравственности, проявлять различные инициативы (военные священники, молитвенные комнаты и проч.). Равным образом ведет себя и в любой другой сфере (экономика, бизнес), не особенно прислушиваясь (мягко говоря) к мнениям экспертного сообщества и даже профильных ведомств. При этом никакого или почти никакого не только сопротивления, но даже внятного протеста с их стороны не встречает. Полемика по конкретным случаям здесь не в счет. Всегда это делается под самыми светлыми и благородными лозунгами (умелый пиар): декриминализация ТЭК, задержки выплаты зарплат, злоупотребления с землей. Поводов и лозунгов много. Вопрос в том, чтобы умело ими пользоваться. Прокуратура умеет лучше многих.

3. Как следствие - резкое возрастание активности силовиков, как в публичной сфере, так и в сфере бизнеса, т.е. их активности как субъекта воздействия, в том числе и лоббизма. Опять же - прокуратура впереди всех (Вешнякова + «спецзамгенпрокурора» Колесников). Агрессивность в этой сфере крайне высока, зачастую сопровождается нарушениями закона (презумпции невиновности, неразглашения данных предварительного следствия).

4. Недостаточно (недопустимо) только созерцать это. Не только потому, что должна быть гражданская позиция. Но и потому, что бизнес является главным объектом этой активности и этих атак силовиков.
Не надо все сводить к ЮКОСу и Ходорковскому. Эту историю, конечно, можно анализировать и обсуждать отдельно, прежде всего, как некий косвенный сигнал к повсеместной атаке. И только совсем ленивый не высказался по этому поводу. Но проблема намного шире, она системна: речь идет о всеобщей и устойчивой тенденции, и касается она всех, далеко не только нефтяников или банки. Просто они, как всегда первые, как самые привлекательные и индикативные.
Поэтому необходимо не только грамотное реагирование, но и грамотные превентивные меры. Иными словами: взаимодействие с силовиками, продвижение интересов бизнеса в этой сфере являются в современных условиях не только самостоятельным, но и приоритетным направлением GPA. Приоритетным исходя из того, что безусловно приоритетными являются риски в этой области (о чем немногочисленные и, к сожалению, пока невостребованные в стране специалисты по управлению рисками в сфере безопасности предупреждали еще 3-4 года назад).

5. Не годятся и традиционные подходы: тайные и непрозрачные контакты СБ с силовиками. Не годятся не только из-за своей непрозрачности (непрозрачность собственных СБ сама по себе является серьезной и до сих пор неосознанной проблемой для бизнеса, и это отдельная серьезнейшая тема),но и из - за их неэффективности, особенно по статусным,резонансным делам, где взяток не берут. А дел таких становится все больше. Миссия корпоративных GPA в этой части состоит, как представляется в том, чтобы осознав проблему и правильные подходы к ее решению самим, донести ее до конечного адресата: руководителей (владельцев) бизнеса, понимая при этом, что в силу ряда причин СБ не обязательно будет вашим союзником в осуществлении этой миссии и, тем более, самих этих перемен. Как бы то ни было, ясно одно: без адекватной активности в публичной сфере и в целом без GPA сопровождения, добиться какого - либо существенного эффекта в решении системых проблем и продвижении системных интересов в этой сфере в сегодняшних (и, безусловно, завтрашних) реалиях невозможно. Это, однако, не означает, что прямой диалог невозможен и /или не нужен. Оба эти тезиса (и о невозможности, и о ненужности прямого диалога) принципиально неверны.

6. Пример: дела о недропользовании.

  • системность постановки задач (нет наших и не наших)
  • консолидация усилий служб и подразделений
  • «тонкое» GPA сопровождение, включая взаимодействие с научным сообществом и специализированными изданиями;
  • анализ результатов (достигнутого) в СМИ

7. Проблемы / специфика:

  • необходимость считаться с процессуальными ограничениями (недопустимость давления на следствие и суд, разглашения
  • могут обвинить, несмотря на то, что сами это делают, и эффект будет смазан).

Решение: профессионализм диалога и координация, без необузданных и «суперэффектных» пиар - инициатив (ЮКОС).

  • системные проблемы требуют системных решений. Нельзя отсиживаться в окопах, надеясь, что пуля просвистит мимо и попадет в соседа, а порой и подталкивая соседа впереди себя на заклание. Как раз на это и делается расчет («разделяй и властвуй»). А доносчики всегда разделяли участь жертв своих доносов, только с некоторой отсрочкой.
Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.