Политтехнологии
Парламентарии Южного Урала вспомнили о своей политической молодости
- 15.05.2012
- Альбина Золотухина , РИА Ура.Ru
В Законодательном собрании Челябинской области отмечают гражданское совершеннолетие. 18 лет назад был сформирован первый состав областной думы. Первопроходцами региональной законодательной деятельности cтали 15 новоиспеченных депутатов.
В честь столь знаменательной даты на сайте ЗСО выложена часть архивных агитационных материалов. Корреспонденты «URA.Ru» решили прикоснуться к истории и напомнить о том, как формировалось и развивалось на Южном Урале искусство политической печатной агитации.
В первый состав, к примеру, выдвигался Эдуард Теняков – руководитель Челябинской универсальной биржи, одной из первых бирж в области. ЧУБ на тот момент был солидной финансовой организацией, а сам Теняков считался едва ли не самым богатым жителем региона, отсюда и его предвыборный лозунг: «За сильную и богатую Россию!». Кроме того, Теняков прославился и как борец с коммунистическим режимом – 19 августа 1991 года, в первый день путча, он был арестован. Сразу же пошли разговоры о наезде на свободный бизнес, хотя подозревали его во взятке. На волне демократических преобразований в стране Тенякова, после трехнедельной отсидки в СИЗО, выпустили, уступив требованиям общественности. Выборы в областную думу он, впрочем, так и не выиграл. В середине девяностых ЧУБ, как и большинство бирж, закрылся, а сам Эдуард Теняков перебрался в Москву, где живет и по сей день, трудясь по финансовой части.
Раиса Подвигина – единственная дама в первом созыве парламента. Ее помнят как следователя областной прокуратуры, расследовавшую знаменитое «Дело Сидого» в 1984 году. Речь тогда шла о цветном телевизоре «Рубин», стоявшем в кабинете директора Челябинского торгового центра Виктора Сидого. Телевизор сломался, а починили его бесплатно, хотя гарантийный срок истек. Наказания Сидой не понес, а Подвигину уволили. Об этой истории стало известно в 1988 году, после публикации в одной из газет. Дело возобновили, но оно опять ничем не закончилось. Зато в Челябинске прошел первый свободный митинг «Сидого за решетку!», а Подвигина приобрела имидж борца за справедливость и начала свой путь во власть. В 1990 году она была избрана депутатом облсовета, в 1994 году депутатом областной думы на освобожденной основе. В 1996 году, когда дума была преобразована в ЗСО, Подвигина прекратила политическую деятельность и занялась адвокатской практикой.
Кстати, из того первого состава, есть два мегадолгожителя, которые на протяжении всех 18 лет стабильно переизбирались в думу. Это Виктор Рашников, ныне президент управляющей компании Магнитогорского металлургического комбината, и Виктор Чернобровин. Последний в 1994 году был председателем профсоюзного комитета Челябинского электрометаллургического комбината, и его листовки печатали на машинке, размножая на ротаторе. В числе предвыборных лозунгов значилось модное на тот момент требование компенсации за то, что «Челябинская область является свалкой радиоактивных отходов». Позже Виктор Чернобровин стал гендиректором ЧЭМК, успешно переизбирался в депутаты ЗСО, а в 1999 году на выборах в Госдуму бросил вызов нынешнему губернатору области Михаилу Юревичу. Выборы в Госдуму Чернобровин проиграл. А в 2000 году, покинув пост гендиректора ЧЭМК, стал вице-спикером ЗСО. На выборах 2005 года произошла осечка – в округе, где он баллотировался, не хватило явки и итоги голосования признали недействительными. Пока прошли повторные выборы, руководящие посты в Заксобрании были распределены, и Чернобровин потерял штатную должность, хотя и смог, со второй попытки, войти в состав депутатов. Тогда же он занял пост управляющего Пенсионным фондом РФ по региону, где работает и сейчас, оставаясь депутатом.
В 1998 году, выиграв на довыборах в ЗСО, на политической арене области появился Виктор Мякуш, председатель совета директоров АО «Челябметаллургстрой». На его, ныне кажущейся очень скромной агитке, Мякуш моложав – меньше веса, меньше седины, но усы все те же. В 2000 году он был избран первым вице-спикером ЗСО, а в 2005 году, когда скоропостижно скончался спикер Виктор Давыдов, стал председателем собрания, каковым остается и по сей день.
В 2000 году выборы в ЗСО выиграл Вячеслав Середкин, тогда еще руководитель «Челябэнерго». Структура, которую он возглавлял, была небедной, и листовки печатали полноцветные, на хорошей бумаге. Внешний имидж Середкина за 11 лет его работы в парламенте практически не изменился – та же прическа и даже тот же фасон очков. Середкин, возглавивший после реорганизации РАО ЕЭС «Челябэнергосбыт», избирался в ЗСО трижды. В ночь на 16 августа 2011 года Середкин и его супруга были убиты – убийцы до сих пор не найдены.
В 2000 году проиграла выборы в ЗСО Людмила Попова, с 1996 по 2000 год занимавшая пост вице-спикера Заксобрания. Попова начинала свой трудовой путь скромным инженером. В 1990 году была избрана депутатом облсовета. В 1993 году, после разгона Верховного совета, стала активисткой движения «За возрождение Урала». В 1996 году ее образ, с прической шестидесятых годов «хала», стал одним из самых запоминающихся. Впрочем, никаких электоральных предпочтений это ей не добавило. Политическая карьера Поповой прервалась. После выборов Людмила Попова заняла скромную должность председателя областного Совета общественного движения женщин, где продолжает трудиться и сейчас.
И, если так можно сказать, династические кандидаты. В 2000 году в Заксобрание баллотировался генерал Олег Нациевский, начальник Челябинского юридического института Он обещал искоренить коррупцию в области, поставить заслон ввозу наркотиков и гарантировать гражданам их личную безопасность. Увы, столь заманчивые лозунги не нашли отклика в сердцах избирателей и депутатом Нациевский не стал. В 2008 он подал в отставку и уехал в Москву, занявшись предпринимательской деятельностью. А вот его сыну, Константину Нациевскому, повезло в политике больше – в 2010 году он стал депутатом ЗСО по спискам КПРФ, и ныне занимает пост руководителя депутатской фракции.
В 2005 году история выборов парламента Южного Урала вышла на новый виток. В ЗСО стали избирать по смешанной системе – половину депутатов по партийным спискам, вторую половину по одномандатным округам. Роль личности в выборном процессе уменьшилась до минимума. Стало заметно скучнее.
— Да, конечно, роль агитации как таковой снижается, - признается «URA.Ru» политолог Евгений Минченко, основавший в 1993 году в Челябинске агентство New Image, специализирующееся на политконсалтинге и проведении избирательных кампаний.
— Правда, и в 1993 году не все зависело от личности кандидата. Большую роль играли договоренности с главами промышленных предприятий, которые могли обеспечить нужные итоги выборов. Бытовала практика раздачи «продуктовых наборов», непременного атрибута любой выборной кампании. Кстати, тогда же «к борьбе» подключали инвестиционные фонды. Вкладчики становились бесплатными «бойцами», под гарантии будущих дивидендов. Команда Сумина, кстати, активно использовала холдинговую компанию «Выбор», где будущий губернатор был вице-президентом. Фонд, правда, позже благополучно накрылся.
Лично я сейчас выборными кампаниями уже не занимаюсь. Сейчас все решают не агитация, а иные технологии – не допускают неугодных кандидатов, напрямую управляют процессом голосования и просто фальсифицируют итоги голосования. А тем же, кто «попал в обойму» и избирается несколько сроков подряд, можно уже не волноваться. Достаточно выстроить грамотные отношения с бизнесом и властной элитой - и будущее обеспечено, — резюмирует политолог.
В 2010 году выборный «монополист», партия «Единая Россия» ввела праймериз и территориальные группы. Политическое будущее того или иного кандидата стало зависеть не столько от его собственных качеств, сколько от заведомо «проходного» места в заветном списке. Агитки становятся историей.
Публикации
политика
лоббизм и gr
- 18.12.2013
- Лоббизму ищут законодательное подкрепление
политтехнологии
- 13.01.2014
- Мэрия укрепляется политтехнологами
Комментарии:
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.