Stratagema — cтратегия эффективности

Политтехнологии

Между розами и оранжевыми ленточками Часть 4: оранжевый мусоровоз вместо голубого вагона

14.01.2005
Павел Демидов, Юрий Сурин
Оранжевая Революция на Украине уже на второй-третий день после своего начала стала не только украинским феноменом.

Демонстрационный эффект этой революции был столь велик, что в западной прессе даже заговорили о новой волне демократизации в Восточной Европе. Культурный же эффект от «оранжевости» событий на Украине был столь значителен, что примеры применения оранжевого цвета и ситуации, с ним связанные, стали принимать всё более курьёзный характер.

Вспомнить хотя бы выборы в Румынии, события в которой во многом развивались так же, как и на Украине. В обеих странах действующий Президент не принимает участия в выборах, а в пользу кандидата от действующей власти осуществляются фальсификации. В обеих странах действующая власть избрала своим цветом голубой, а оппозиция – оранжевый. И в ночь после выборов в Румынии (с 12 на 13 декабря 2004 года) на главные площади румынских городов вышли люди с оранжевыми воздушными шариками, празднуя победу оппозиции. Так вот о курьёзах: вероятно, кульминацией стояния румынских оппозиционеров на главной площади Бухареста стало раскачивание случайно заехавшего на площадь мусоровоза. Вся «вина» мусоровоза состояла в том, что, как и все подобные машины в Румынии, он был окрашен в оранжевый цвет. Выехать с площади столь политически правильно окрашенной мусорной машине так и не дали.

Весьма своевременную рекламную акцию на улицах Бухареста провела одна из крупнейших компаний сотовой связи в Европе – Orange. Её, соответственно, оранжевые рекламные щиты, размещённые на остановках румынской столицы, стали подходящими декорациями для действий румынских оппозиционеров. На щитах было гордо написано – Vorbeste Orange («Говори на Оранжевом»).

Помимо «оранжевой» темы стоит вспомнить попытки действующей власти всячески опорочить кандидата от оппозиции Трайана Басеску. В одном из интервью он как-то заявил, что 20 процентов мужчин-румын гомосексуальны и что он не возражает против брака мужчины с мужчиной. Это стало главной темой развязанной против него кампании. В ходе её были выпущены листовки, на которых он был изображён рядом с двумя целующимися мужчинами. Надпись на листовке гласила: «содомия спасёт Румынию». Впрочем, кандидата от власти такой «чёрно-голубой пиар» не спас.

И в Украине, и в Румынии доступ кандидатов к СМИ был неравномерным, оппозиции было сложнее появляться на телевизионных каналах и страницах газет, контролировавшихся властью.

Впрочем, существуют разные способы работы с журналистами. Так, например, в Ираке одним из способов работы с журналистами является гостеприимство и восточное радушие, которое выказывают чиновники, отвечающие за предвыборную кампанию коалиции во главе с временным премьер-министром Аллави. Так, согласно представлениям этих чиновников о гостеприимстве, журналистам, участвовавшим в пресс-конференции, были розданы конверты, каждый из которых содержал в себе 100-долларовую банкноту, что составляет половину месячной зарплаты журналиста. Аднан Джанаби, руководитель предвыборной кампании коалиции считает это «жестом гостеприимства», заявляя, что «если бы мы хотели подкупить прессу, мы бы заплатили гораздо больше».

Действительно, вряд ли коалиции, которой руководит нынешний премьер-министр, необходимо подкупать прессу. Дело в том, что по замыслу устроителей иракских выборов Ирак представляет собой одномандатный избирательный округ, в котором состязаться могут как партии и блоки, так и отдельные кандидаты. Результатом этой нехитрой избирательной системы стало то, что бюллетень для голосования будет представлять собой довольно толстую брошюру, в которой надо будет ещё найти, за кого проголосовать. В такой ситуации шансы на победу увеличатся у тех, кого расположат на первой странице, и, конечно, у действующей власти.

Поэтому ста долларов на журналиста – вполне достаточно.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.