Stratagema — cтратегия эффективности

Политтехнологии

Российская партия пенсионеров: секрет успеха

03.02.2005
Михаил Ковалев, политконсультант РПП, координатор избирательных кампаний партии

Прорыв на региональных выборах

Успех Партии Пенсионеров на выборах 2004 года, по признанию многих экспертов, стал сенсацией.

Современная история Партии пенсионеров берет отсчет с марта 2004 года, когда на пятом съезде партию возглавил депутат Государственной Думы Валерий Гартунг. С его приходом активность партии возросла, что не замедлило сказать на результатах последних региональных выборов в Законодательные Собрания.
РПП показала высокие результаты в различных территориях страны в жесткой конкуренции с ведущими партиями, не обладая при этом мощным финансовым или административным ресурсом или доступом к федеральным СМИ.  Во всех региональных выборах, в которых партия принимала участие в 2004г., ей удалось преодолеть законодательно установленный барьер. РПП набрала 5.8% в Иркутской области, 6.1% в Тульской, 7.3 % в Сахалинской, 10.4 % в Курганской, 11.3% в Корякском автономном округе, 8.1 % в Республике Хакасия и 13.2 % в Марий Эл.

Поскольку РПП не обладает большим финансовым ресурсом, консультанты партии нацелены на поиск эффективных способов достижения высоких электоральных результатов при минимальных затратах. Практика последних выборов показала, что РПП тратит в десятки раз меньше средств, чем конкуренты в соотношении «затраты/ полученные мандаты». Есть даже своеобразный «рекорд» в этом соотношении – 1 к 100 по сравнению с одной из ведущих партий.

Избирательные кампании РПП проводит без приглашения внешних консультантов, силами собственной небольшой, но опытной и креативной команды.

Технологический опыт

В избирательных кампаниях партии ставка делается на социальную проблематику и «повестку дня». Например, в этом русле находятся слоганы трех пропагандистских кампаний: кампания против отмены льгот - «Последнее и вор не берет», избирательные кампании – «Они отняли. Мы вернем!», новогодняя акция – «Не забудьте поздравить родителей!». Последняя новогодняя кампания построена на апелляции к семейным ценностям.

РПП последовательно отстраивается как от КПРФ, так от каких-либо связей с властью, позиционируя себя как самостоятельную политическую силу в левом идеологическом поле.
Партия не использует  критику «Единой России» в качестве основной темы кампаний, в отличие от других левых партий. В рамках кампаний считаем акцент на пропаганду собственных целей и задач более важным, чем поиск негатива у конкурентов

Что касается технологий партийного строительства, то здесь ключевым фактором является человеческий. Плюс контроль за расходованием средств. Люди, которые непосредственно ведут организационную работу, высший руководящий состав, являются основным ресурсом партии. И это проблема почти для всех партий. Реальных состоявшихся специалистов по партстроительству  в стране единицы, причем нашей партии здесь повезло. Выскажу смелую мысль: современные успешные партийные функционеры – это люди без опыта предыдущего партийного строительства (от КПСС до нынешних парламентских партий). Тем, у кого он есть, это только мешает, поскольку слишком сильны стереотипы и шаблоны действий. Одни привыкли делать партию «в телевизоре», другие – административным ресурсом. Опыт коммунистов тоже неприменим, хотя извне кажется, что примерно так должна выглядеть настоящая массовая партия.  Поэтому изначально закладывается заведомо ошибочная структура действий, которая дает сбои и трещит по швам через какое-то время. 

Современная эффективная партия в России не похожа на какой-то классический партийный механизм в западном понимании, эти явления нельзя ни с чем сравнивать. Ни с зарубежным опытом, ни с предыдущим отечественным. Путь сравнения и аналогий – ложный. Эффективная партия - это некая сборная конструкция, вбирающая в себе различные элементы самого разнообразного опыта.

К вопросу о некоторых конкурирующих структурах

На мой взгляд, партия «Родина» сейчас выбирает неэффективные способы и каналы коммуникаций, что объясняет ее провал на ряде региональных выборов, если считать электоральный результат в отношении к величине затраченных финансов. И это при том, что в региональные кампании вкачиваются огромные средства. Возможно, что технологи «Родины» используют неэффективные технологии, но им постоянно дают еще один шанс. Чтобы ни говорили сейчас эксперты о перспективах «Родины», Рогозин всегда может исправить схему, если захочет, поскольку именно он управляет ситуацией. Повторю, что с такими ресурсами несложно исправлять ошибки. Может, у его команды просто дефицит креатива?

Последние успехи СПС на региональных выборах - во многом заслуга Антона Бакова. Политика и пиарщика в одном лице, достаточно талантливого и неоднозначного человека. Его так называемая свердловская политическая стилистика (яркая, технологичная и агрессивная), привнесенная в партию, заставила самих «отцов» СПС поверить в себя. И Баков теперь только мешает им удовлетворить амбиции. Поэтому, есть ощущение, что скоро Баков окажется в другой команде, другой партии. Если Бакова «уйдут», СПС снова упадет.

Что касается «Единой России», здесь следует отметить, что «партия власти» попала в сложный формат: единороссы вынуждены все время мелькать в СМИ для демонстрации статуса, но чем больше их присутствие в СМИ, тем активнее растет их антирейтинг, поскольку велика уже, с одной стороны, усталость, с другой – растет социальное напряжение из-за монетизации льгот, ответственность за которую легла на «ЕР».

Сейчас муссируется тема досрочных выборов в Госдуму. С одной стороны, это держит в тонусе всю элиту. Одни становятся послушны, другие, наоборот, начинают проявлять активность, и даже строптивость, то есть «досрочка» - это некий провокационный способ управления и анализа поведения политических субъектов.

Перспективы рынка политконсалтинга

Не стану повторять расхожие мнения о росте протестных настроений, связанных с различными реформами, проникновении «украинского вируса» на российскую политическую почву и т.д. На мой взгляд, серьезная угроза для власти заключается в кризисе экспертного сообщества как такового. Поясню на примере Партии пенсионеров, статья о которой, опубликованная на сайте «Политком.ру», называлась «Партия Пенсионеров подкралась незаметно». По сути, только после пятого удачного выступления РПП на региональных выборах победы ведущие эксперты страны поняли, что это не случайность. А когда все только начиналось (сентябрь 2004 года), политолог Евгений Минченко был единственным, кто сразу сказал: «У Партии пенсионеров очень хорошие электоральные перспективы». Все же остальные эксперты «проспали» эту тему, фактически, продемонстрировав свою недальновидность. «Подкрались незаметно» - лучший диагноз всей экспертной системы страны, призванной давать анализ и строить разного рода политические прогнозы.

То же самое в отношении губернаторских выборов 2004 года - сюрприз на сюрпризе и - опять же для экспертов. Конкуренты кандидатов от партии власти опять «подкрались незаметно», да так, что потом их пришлось снимать почти везде с дистанции. Вот откуда «растут ноги» антирейтинга «партии власти» - из-за ошибочных выводов ведущих экспертов на старте остается один выход на финише – снятие сильных конкурентов. 

Почему у нас кризис экспертного сообщества? Есть разные мнения. Я придерживаюсь точки зрения, что присутствует профессиональная «усталость» нынешних авторитетных политтехнологов от своей же профессии. Похоже, что власти пора проводить ротацию исполнителей.

Соответственно, оценивая перспективы рынка политконсалтинга, следует отметить, что сужение рынка произошло еще раньше отмены прямых губернаторских выборов. Все, кто успел уйти в смежные отрасли и закрепиться там, сохранили себя и свои доходы. Далее есть два варианта развития событий

Первый сценарий. Оставшихся на рынке политконсультантов «добьют» посредством введения единого дня голосования, то есть совмещения всех выборов и проведения их, скажем, дважды в году. Оживление будет перед следующей Государственной Думой. Учитывая, что вся политика переводится в партийный формат, участвовать в ней будут, в первую очередь, внутренние «прикормленные» партиями консультанты. Внешние консультанты будут привлекаться на рынок внутрипартийной  конкуренции.

Второй сценарий. Возможно, что не все партии смогут создать эффективные внутренние  избирательные машины, и тогда им будет проще взять в качестве стратегических партнеров
какие-то внешние консалтинговые структуры. Долгосрочные контракты партиям обойдутся много дешевле, а консультантам обеспечат стабильный портфель заказов. Вообще, перевод политики в партийный формат, по моим оценкам сможет трудоустроить в разных качествах не более 20 % технологов.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.