Stratagema — cтратегия эффективности

Политтехнологии

Выборы парламента Киргизии Как попасть в Жогорку Кенеш или Акаевы против Желтых

16.02.2005
Юрий Сурин
Сегодня журналисты и аналитики только и говорят, что о «цепной реакции революций» на постсоветском пространстве.

Впервые реализованный в Грузии, новый сценарий смены власти получил в Украине окончательное технологическое оформление, а впридачу обрёл жизнерадостную цветовую символику. И посему назначенные на 27 февраля выборы в Жогорку Кенеш, парламент Кыргызстана уже не мыслятся иначе как третья, «жёлтая революция», постепенно, усилиями политологов и киргизской оппозиции, обретающая свои очертания.

Хотя президентские выборы, после которых Аскар Акаев, исчерпавший два отведенных конституцией срока, должен покинуть свой пост, пройдут только в октябре 2006 года, но основная предвыборная интрига разгорается уже сейчас. Начался сбор подписей для проведения референдума по вопросу о предоставлении Акаеву права в третий раз баллотироваться на пост главы государства. Кроме того, ходят слухи о возможной конституционной реформе, которая передаст право избрания президента парламенту Кыргызстана. Во многом именно по этой причине предстоящие выборы в Верховный Совет Республики имеют такое значение как для окружения Акаева, так и для оппозиционных сил.

Фактическая ситуация такова: за 75 мандатов в однопалатном парламенте борются более 400 кандидатов. Примерно пятая их часть выдвинута от политических партий (каковых официально сорок одна), остальные – независимые кандидаты. В стране сложились два политических лагеря: пропрезидентский, представленный прежде всего Партией единства и развития «Алга, Кыргызстан!», советником которой является Бермет Акаева, дочь президента, и оппозиционный, объединяющий пять крупных партий и движений: Гражданский союз «За честные выборы», движение «Жаны багыт», «Народное движение Кыргызстана», включившее Партию коммунистов, Республиканскую партию, а также партии «Асаба», «Кайран эл» и др.; движение «Ата-Журт» и блок партий «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен». 29 декабря 2004 года вышеперечисленные оппозиционные силы подписали Меморандум о взаимопонимании, сотрудничестве и координации действий, договорившись выступить на грядущих выборах единым фронтом и учредив Форум политических сил.

Кроме того, в республике важным фактором остается межклановая борьба и острое противостояние Севера и Юга. Так, к трём северным кланам - чуй-кеминскому, таласскому и нарынскому – принадлежат сам Акаев, его жена Майрам и ближайшие соратники. Южные же кланы представляют оппозиционные политики – лидер «Народного движения Кыргызстана» и бывший премьер-министр Курманбек Бакиев, бывший министр иностранных дел и экс-посол в Великобритании Роза Отунбаева, стоящая во главе движения «Ата-Журт», бывший спикер парламента Медеткан Шеримкулов и др. При этом кланово-родовые связи лежат в основе партийной организации, а подчас и используются напрямую, как в случае «Семьи» Акаевых: на выборы идут дочь президента Бермет Акаева и его сын Айдар, две младшие сестры первой леди, а также сын премьер-министра Николая Танаева, сын и зять главы президентской администрации Тойчубека Касымова. Такое открытое вовлечение родственников в предвыборную гонку, сопровождавшееся словами президента Акаева о том, что он хочет предоставить и своим детям шанс сделать политичсекую карьеру, даже привело к появлению в ряде киргизских и западных СМИ статьи под ироничным заголовком «Для кыргызского президента выборы в парламент – это дело всей семьи».

Примечательны методы предвыборной борьбы каждой из сторон. Что касается президентского лагеря, то перед ним встала непростая задача – усмирить усиливающиеся революционные настроения. С этой целью 11 января Аскар Акаев обратился по общенациональному телевидению к народу, призвав население «противостоять экспортерам революции и провокаторам» и высказав опасение, что в Кыргызстане «бархатная революция» в силу национальных особенностей вполне могла обернуться гражданской войной. Параллельно была развернута кампания по укреплению имиджа Акаева как демократического лидера (для того есть хорошая база – кыргызский режим, по оценкам западных наблюдателей, до недавнего времени считался самым демократичным в Средней Азии). Попытки развернуть на площадях Бишкека палаточный лагерь, как то было с успехом сделано в Киеве, пресечены на корню – палатки изъяли и увезли подальше на грузовиках.

Применялись разнообразнейшие методы борьбы с оппозицией. Широкую огласку получил скандал вокруг отмены регистрации кандидатов в депутаты Розы Отунбаевой (баллотировавшейся, кстати, от Университетского округа, где зарегистрирована и Бешмет Акаева), Медеткана Шеримкулова, Усена Садыкова и нескольких других бывших дипломатических работников под предлогом неудовлетворения их кандидатур цензу оседлости (по киргизскому закону о выборах кандидат в депутаты должен на постоянной основе проживать в Кыргызстане на протяжении 5 лет). Конституционный суд позднее отклонил аппеляционный иск несостоявшихся кандидатов.
Использовались и другие интересные приемы – например, на стенах домов Отунбаевой других критически настроенных политиков, журналистов и правозащитников появились нарисованные красной краской долларовые купюры, призванные создать образ купленой, спонсируемой с Запада оппозиции. Интересна также история с якобы случайно попавшей в прессу стенограммой тайного заседания правительства, на котором шла речь об устрашении и даже физическом устранении лидеров оппозиции. По мнению некоторых политологов, эта стенограмма была не чем иным, как PR-ходом президентской команды, призванным вывести из игры всех колеблющихся и сомневающихся.

Предвыборная кампания оппозиционных сил в основном носит публичный характер – проводятся митинги, демонстрации, акции протеста. Забавный факт: киргизская «революция» двухцветна и проходит одновременно под желтыми знаменами сторонников движения «Ата-Журт» («Отечество») и розовыми флагами «Народного движения Кыргызстана». Оппозиционные силы создают партийные суб-организации – как, например, «КелКел», молодежное крыло «Ата-Журт». Кроме того, оппозиционеры пытаются действовать и на конституционном поле: в парламенте была инициирована процедура отмены положения, запрещающего дипломатам идти в депутаты.
Есть у оппозиции и другие рычаги давления на президента - бывший министр МВД и национальной безопасности и лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов (которого «Независимая газета» даже назвала «Киргизским Ющенко»), отбывающий срок в тюрьме за «превышение служебных полномочий», на Западе считается политзаключенным, что сильно вредит репутации Акаева. В то же время Роза Отунбаева только в это воскресенье завершила свой визит в Москву, тем самым поставив перед Акаевым вопрос о Российской поддержке.

В отношении ситуации в Кыргызстане в целом, многие российские аналитики (А. Малашенко, А. Пионтковский) сходятся в одном – сложно оценить, насколько реально консолидирована и влиятельна оппозиция, но имеются определенные предпосылки для смены в стране политической элиты, и многое зависит сейчас от поведения президента, от того, сможет ли он сохранить контроль над ситуацией и удержаться от недемократических репрессивных мер.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.