Stratagema — cтратегия эффективности

Политтехнологии

Уйти, чтобы вернуться-3, или Молдавские коммунисты-националисты

28.04.2005
Павел Демидов

Партия Коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) – единственная коммунистическая партия в Европе, которая сегодня находится у власти, - возродилась в 1995 году (до этого 3 года была под запретом). Фактически, в кадровом отношении, по символике и идеологии это была всё та же Компартия Молдавии. Их социальной базой являются люди старшего возраста, пенсионеры, жители сел и райцентров со смешанным населением. На них, а также на ту часть населения, у которой сохранилась ностальгия по старым временам, рассчитана активная пропаганда коммунистов советской системы социальных благ и соцобеспечения, критика “нынешних демократов и реформаторов”.

Для побед на выборах коммунистам Молдовы было не обязательно коренным образом реформировать партию. Многое для них сделали демократические власти Молдовы, которые не смогли удержаться у власти. Тем не менее, коммунистам Молдовы было необходимо ответить новым веяниям времени. Так, коммунисты Молдовы признают равноправие всех форм собственности, обещают защищать частное предпринимательство, хотя и считают, что в стратегически важных отраслях народного хозяйства значение государственной собственности должно быть выше. Также призвано расширить социальную базу коммунистов положение о «компенсации сбережений, украденных демократами в 1991-1992 годах».

Уже на местных выборах 1995 года коммунисты успешно отбирают голоса у партий социалистической направленности. Играла свою роль усталость избирателя от движения «Соцединство», которое к тому времени уже несколько лет находилось среди ведущих политических движений. Кроме того, после президентских выборов 1996 года, в которых коммунист Воронин (бывший министром внутренних дел Молдовы в 1989 году) занял 3 место с примерно 10% голосов, пространство манёвра для коммунистов стало увеличиваться. «Соцединство» распалось на три части, а избранный Президентом Лучинский был благодарен коммунистам за помощь на выборах (фактически, команда Воронина работала на победу Лучинского и против действовавшего президента Снегура).

В 1998 году коммунисты впервые участвовали в парламентских выборах. ПКРМ активно начала агитацию, используя СМИ, пресс-конференции, листовки. Руководитель партии Воронин пообещал, что не будет никакой экспроприации, хотя в предвыборной платформе партии ясно сказано: «Незаконно присвоенная общенародная собственность будет законным путем возвращена народу».

Экономические проблемы республики коммунисты предполагают решить через реанимирование промышленности: «Главное — запустить всю индустрию». За счет чего, что будет производиться, а также куда сбываться, не уточняется. «Мы знаем, как руководить республикой, — говорят коммунисты — желательно, чтобы все правительство было нашим. Это был бы оптимальный вариант». Воронин выдвинул предложения по реорганизации правительства. В частности, было сказано, что если министр в правительство выдвинут партией, то «он не должен потом ходить с умным видом, что он деполитизирован». Документы же в правительстве должны приниматься голосованием.

В левом столбике своей листовки ПКРМ перечисляет преимущества советской власти: «рестораны существовали для любого труженика, были права на бесплатное получение жилья для всех и власть, действующая в интересах трудового народа». А в правом дает характеристику сегодняшней жизни: «отдых за рубежом для ворья на деньги трудящихся, лишенных возможности выехать даже из своего населенного пункта; тьма паразитов, дорогое, но убогое образование, право на роскошь, дворцы и виллы для воров; право на бездомную и голодную смерть для тружеников».

(http://www.igpi.ru/monitoring/1047645476/01.1998./Moldova0198.htm )

Попытки использовать против коммунистов на выборах различных уровней запугивания типа «Голосуй или проиграешь» не увенчивались успехом, поскольку лишь около 17 процентов населения опасались или опасаются прихода коммунистов к власти (

http://igpi.ru/monitoring/moldav/1108125994.html

).

Коммунисты опираются на традиционные лозунги, их эмблема претерпела совсем небольшие изменения (к серпу и молоту прибавилась открытая книга), традиционный красный цвет преобладает на символике.

Методы работы также остались традиционными: так, на выборах 2001 года коммунисты тратили большую часть своих средств на рекламные афиши, а не на рекламные материалы на радио или ТВ.

Программные лозунги (2001)

Мы уверены:

ЖИЗНЬ НАЛАДИТСЯ!

Мы идем во власть не ради власти, а ради главного дела коммунистов - служения трудовому народу. Наша программная цель - объединить усилия всех честных и инициативных людей во имя возрождения родной Молдовы. Вместе мы обеспечим порядок в стране, достаток в семье!

Лозунг 2005 года – Молдова побеждает вместе с нами

Коммунистическая партия, возродившаяся после запрета не без помощи социалистов и «Единства», заняла в своей нише доминирующую роль. Люди, называвшие себя социалистами, когда быть коммунистом было неприлично, в 1994 году стройными рядами потянулись в ПКРМ. В результате в 1998 году она получила почти треть голосов избирателей. Ее же конкуренты, на левом фланге, в сумме своей составляют около 3%. Поэтому вполне естественно, что на недавнем пленуме ПКРМ присутствовали и представители «старших братьев», заявившие нехотя, что готовы сотрудничать с быстро выросшим «младшим». Особняком в этом ряду стоит Аграрно-Демократическая Партия Молдовы (АДПМ). Еще в 1993 году аграрии, ведя предвыборную агитацию, говорили крестьянам приблизительно следующее: «Мы те же коммунисты, только сейчас это понятие не в моде, поэтому мы и назвались аграриями». Вероятно, сейчас, после поражения на выборах, мода называть себя в среде председателей колхозов коммунистами появилась опять. Об этом свидетельствует, по крайней мере, желание АДПМ идти на местные выборы в одной связке с ПКРМ. (А.Токарский. Идеология всмятку.//Независимая Молдова.— 1998.— № 137.— 9 июня.)

Важно также, что за коммунистов в основном голосуют «этнические немолдаване». Молдавские украинцы и русские поддерживают коммунистов, которые смогли выдавить с этого электорального поля «Соцединство» и стали получать большую часть этого 30 процентного сегмента молдавского электората. Как более пророссийская партия, коммунисты также считаются партией, которая способна если не закончить молдавско-приднестровский конфликт, то хотя бы не допустить его эскалации, что также играет им на руку. В середине 90-х Воронин демонстрировал политическую волю к объединению двух частей государства, заявляя о желании объединить коммунистов Молдовы и Приднестровья. На последних выборах коммунисты в основном сохранили за собой русский электорат, потому что сильных противников на этом поле у них не было (кроме блока patria-Родина, который не набрал нужного количества голосов, оттянув немного о коммунистов). Зато, заявив о европейской интеграции как приоритетном направлении своей внешней политики, они сыграли на поле противников - Блок «Демократическая Молдова» (БДМ) и христианские демократы (ХДНФ) в основном пользуются поддержкой этнических молдаван. ХДНФ вообще выступает за объединение с Румынией, и румынами же финансируется. Таким образом, за двоих основных противников коммунистов проголосовало лишь около 35 процентов населения, а коммунисты, сайт которых, кстати, сделан на 3 языках (английский, русский, румынский) и реклама которых также шла на румынском, предстали "объединителями" граждан Молдовы - и молдован и немолдован. В результате, сегодня уже нельзя говорить о том, что коммунисты – партия этнического меньшинства: за них голосуют все этнические группы.

За коммунистов также голосуют сельские районы страны, причём в маленьких сёлах поддержка ПКРМ выше, чем в средних и больших. В 1998 году 17 % в больших селах и почти 28 % в маленьких. В 1999 году - 23 % и 29 %. (

http://igpi.ru/monitoring/moldav/1108126094.html

).

Аналитики называют 2 причины устойчивой популярности коммунистов.

1. Два главных качества молдавского сельского электората - это традиционализм и патернализм. И в этом он сильно похож на ПКРМ. По этому поводу Владимир Солонарь писал, что «единственным средством от левых настроений в молдавском селе в 90-е годы оставался национализм. Как только национальная идея перестала быть актуальной, молдавское село вернулось к тому, откуда ушло в конце 80-ых, к социализму».

2. Коммунистам нет на сегодняшний день никакой внятной альтернативы. Та политическая среда и тот политический класс, который сформировался в Молдове в период образования независимого государства, доживает последние месяцы. Вне зависимости от пожеланий действующих политиков, смена поколения 90-х на поколение 2000 будет происходить и происходить достаточно быстро. Остановить этот процесс не смогут ни коммунисты, ни кто-либо другой, кто мог бы прийти им на смену. Вопрос в том, кто будет этот «другой». Как может сформироваться политическая элита в стране, где до сих пор не сформировалось даже понятие «национального интереса». В Молдове последние 2-3 года с серьезными оговорками и очень медленно встает на ноги то, что можно было бы назвать национальным капиталом. Пока эти люди активно сторонятся политики, не желая играть ни на стороне власти, ни на стороне оппозиции. (http://www.igpi.ru/bibl/igpi_publ/moldova-brooter.html ).

На последних выборах президента коммунисты в основном сохранили за собой русский электорат, потому что сильных противников на этом поле у них не было (кроме блока patria-Родина, который не набрал нужного количества голосов, оттянув немного у коммунистов). Зато, заявив о европейской интеграции, они сыграли на поле противников - БДМ (Блок Демократическая Молдова) и в особенности Христианские Демократы, выступающие за объединение с Румынией и Румынами же и финансируемые, в основном аппелируют к немолдаванам. Таким образом, за 2 основных противников коммунистов проголосовало лишь около 35 процентов населения, а коммунисты, сайт которых, кстати, сделан на 3 языках (англ, рус, румынский) и реклама которых также шла на румынском, стали "объединителями" граждан МОлдовы - и молдован, и немолдован.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.