Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Чем Россия не Казахстан?

07.04.2011
Евгений Минченко , Ведомости
У двух партнеров по Таможенному союзу, России и Казахстана, на повестке дня в этом году тема модернизации
Евгений Минченко

В обеих странах выбор направления этой модернизации и ее движущих сил приходится по времени на электоральный цикл 2011-2012 гг. Только в Казахстане сначала идут президентские выборы, а потом парламентские, а в России — наоборот.

И в обеих странах лидеры пока не находят себе кадровую опору для выполнения поставленной цели. В Казахстане Нурсултан Назарбаев дважды пытался решить эту проблему, сделав ставку на молодежь. Сначала, в 1990-х гг., – на продвинутых молодых бизнесменов – младоказахов, которых сам же потом, в 2000-х гг., и «зачистил». Теперь – на так называемых балашаковцев – выпускников иностранных вузов, направленных государством учиться за границу и возвращающихся на родину работать в правительство. Но пока результаты тоже не блестящие.

В России не сыграла ставка на выходцев из силовых структур, которые стремительно коммерциализировались. А вроде начинавшееся пришествие во власть представителей юридической корпорации (юристов-цивилистов, ориентированных на президента Дмитрия Медведева) быстро захлебнулось. Об эффективности всевозможных кадровых резервов говорит заметное снижение качества губернаторского корпуса, которое выражается в конфликтах губернаторов-назначенцев (которые часто еще и не местные), не имеющих опыта публичной политики и не проходивших через сито выборов, с общественностью на местах и с региональными элитами.

Ситуативный рост цен на энергоносители и в России, и в Казахстане не является панацеей от диспропорций в экономике и вряд ли будет способен закрыть все раздутые социальные обязательства и компенсировать последствия непопулярных решений, которые приняты сейчас, но вступят в силу в 2013-2014 гг. И относительная гладкость прохождения нынешнего политического цикла отнюдь не гарантирует власть в обеих странах от социальных взрывов уже через один-два года.

Модель обеспечения межэлитного баланса в Казахстане (постоянные ротации высших чиновников и хозяйственных руководителей, перемежаемые «посадками») и в России (перераспределение отраслей между государственными корпорациями – национальными чемпионами и крупными частными компаниями) также далеко не идеальна. В любой момент может дать сбой и система обеспечения стабильности – замкнутая лично на Назарбаева в Казахстане и запутанная в тандемократии в России.

Возможно, выход — в коррекции политической системы. И если, по мнению Медведева, российская политическая система практически идеальна и нуждается разве что в ситуативной коррекции, то Назарбаев планирует заняться усилением роли парламента. Посмотрим, насколько эта инициатива будет последовательной, а не декоративной.

На мой взгляд, дополнительным ресурсом для выработки механизмов межэлитного и внутриэлитного консенсуса может стать Таможенный союз. Создание нового пространства, в рамках которого власти стран-участниц должны делать то, от чего они давно отвыкли внутри, – договариваться и искать компромиссы. Это хороший опыт, который может быть затем перенесен и на внутреннюю политику.


Евгений Минченко

Родился в 1970 г. в Челябинске. Окончил исторический факультет Челябинского государственного университета, аспирантуру Российской Академии государственной службы при президенте по специальности «Политическая психология». С 1999 г. — эксперт комитета Госдумы по безопасности, с 2004 г. — советник председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками и директор Международного Института Политической Экспертизы, с 2007 г. — вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, с 2008 г. — председатель комитета по имиджу России.

 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.