Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Белоруссия отпустила свой рубль в свободное плавание

12.05.2011
Елена Гостева, Екатерина Тропова , BFM.ru
Нацбанк Белоруссии с 11 мая отменил ограничения для банков по установлению курсов иностранной валюты. Это приведет к девальвации белорусского рубля и не исключает в перспективе перехода на российский рубль
Фото: РИА Новости

«В рамках реализации плана поэтапного выхода на единый курс белорусского рубля и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Национальный банк с 11 мая 2011 года отменил рекомендательные ограничения по установлению банками курсов сделок по покупке-продаже иностранной валюты с населением», — сообщается в пресс-релизе НББ, размещенном на его сайте.

В марте в Белоруссии возник дефицит иностранной валюты, при этом Нацбанк не разрешал банкам страны совершать сделки с населением по курсу, более чем на 2% превышающему официальный. Данное ограничение действовало на протяжении последних пяти лет.

«Дефицит валютных средств сложился в марте текущего года, и мы рассчитываем, что использование рыночных подходов к формированию курса белорусского рубля позволит не только удовлетворить спрос граждан на иностранную валюту, но и лишит смысла дальнейшее активное приобретение иностранной валюты населением для создания сбережений, которое наблюдалось в последнее время», — говорится в сообщении Нацбанка.

При этом эксперты затрудняются ответить, какой курс могут установить банки для населения, поскольку на межбанковском рынке курс составляет около 5 тысяч белорусских рублей за доллар, на черном рынке валютчики скупают доллары по 4,2 тысячи белорусских рублей, Нацбанк установил курс в районе 3,1 тысячи рублей.

Заместитель генерального директора холдинговой компании «Совтрансавто» Александр Кравцов считает, что ситуация, сложившаяся сейчас на финансовом рынке Белоруссии, вполне отражает реальное соотношение курса белорусского рубля к остальным валютам.

Управляющий активами ФГ БКС Николай Солабуто говорит, что белорусский рубль может подешеветь в три раза на начальном этапе, но только при том условии, если власти страны не будут вмешиваться в курсообразование. «То, что власти Белоруссии не будут вмешиваться в курс, конечно, маловероятно, потому что выжидательная позиция может привести к росту протестных настроений в стране. Поэтому, скорее всего, девальвация будет остановлена Нацбанком за счет валютных интервенций на уровне девальвации в 60%», — отмечает Николай Солабуто.

«Однако выдержать напор покупателей валюты слишком долго Нацбанк не сможет — в течение максимум трех торговых сессий. Если в течение этого времени ажиотаж не исчезнет, то девальвация будет продолжаться и дальше. Последствия для экономики будут неутешительными», — считает Солабуто.

«Повысится конкурентоспособность белорусского экспорта, в первую очередь сельскохозяйственной и молочной продукции, в отношении которых неоднократно поднимались вопросы со стороны российских производителей», — отмечает Александр Кравцов. Что же касается транспортной сферы, то с учетом сокращения заработных плат белорусских водителей и обслуживающего персонала в пересчете на доллары, конечно же, повысится и конкурентоспособность белорусских перевозчиков.

Эксперт считает, что девальвация негативно отразится на доходах всех белорусских бюджетников: их зарплаты, повышенные накануне президентских выборов, теперь опустятся до уровня лета прошлого года.

Власти Белоруссии опасаются оттока вкладов из банков, в связи с этим они в среду объявили о планах повышения c 18 мая ставки рефинансирования Нацбанка с 13% до 14% (предыдущие повышение было предпринято менее месяца назад — 20 апреля). По их мнению, это позволит защитить рублевые депозиты от обесценивания.

«Изменение процентной ставки говорит о том, что ЦБ хочет формировать курс валюты через изменение процентной ставки, а не через установление валютных коридоров административными методами, как это было раньше», — считает Николай Солабуто.

Без финансовой помощи Белоруссии не обойтись

«Вероятнее всего, Нацбанк Белоруссии обратится в рамках союзного государства к российскому Центробанку для выделения стабилизационного кредита, и, скорее всего, получит добро. Очередная порция денежной инъекции поможет сгладить ситуацию. Конечно, нельзя исключать, что перед Лукашенко поставят некоторые политические условия, на которые он будет вынужден согласиться», — отмечает Солабуто.

Между тем, российский министр финансов Алексей Кудрин заявил 11 мая, что в настоящее время рассматривается возможность предоставления кредита Белоруссии только из фонда ЕврАзЭС.

Кудрин напомнил, что Белоруссия обратилась к России с просьбой предоставить ей кредит из фонда ЕврАзЭС на 1 млрд долларов. Кроме того, речь шла о том, чтобы Россия предоставила кредит Белоруссии еще на 2 млрд долларов. По словам главы Минфина, сейчас вопрос о предоставлении Россией кредита Белоруссии не рассматривается.

Участники переговоров рассматривают вопрос о том, чтобы
выдать Белоруссии из фонда ЕврАзЭС 1 млрд долларов в этом году и в последующие два года — еще по 1 млрд долларов.

Кудрин сообщил, что к концу этой недели Минфин попытается с белорусскими партнерами выработать основные подходы к условиям предоставления кредита.

Впрочем, не исключено, что позиция России может измениться. Алексей Кудрин не исключил, что определенные решения могут быть озвучены в ходе поездки премьер-министра РФ Владимира Путина, который планирует посетить Минск на следующей неделе.

При этом Кудрин признал, что финансовой помощи ЕврАзЭС Белоруссии не хватит. Он пообещал, что Россия поддержит Белоруссию в случае, если она обратится за предоставлением кредита в МВФ или другие международные организации.

Глава Минфина РФ также не исключил, что Белоруссия может обратиться за помощью к третьим странам на двусторонней основе или привлечь 2 млрд долларов за счет приватизации госактивов в текущем году.

Что может потребовать Россия в обмен на кредит

Станислав Богданкевич, белорусский экономист и политический деятель, прокомментировал BFM.ru: «[Заявление Кудрина], я думаю, связано с политическими вопросами, ведь Александр Лукашенко не только своих оппонентов на территории Белоруссии оскорбляет и обзывает по-всякому, он в свое время и Кудрина назвал «кладовщиком», и не стесняется в выражениях в отношении к любым российским чиновникам и политикам. Но в конечном итоге принимает решение ведь не Кудрин, а господин Медведев, поэтому я полагаю, что после определенных требований, публичных или тайных, кредит Беларусь получит, в какой сумме — это другой вопрос».

По словам Богданкевича, «Беларусь полностью изолирована от Запада в связи с репрессиями против оппозиции, поэтому она вынуждена будет уступать. И на каком-то этапе, когда Белоруссия и президент будет прижат окончательно, Россия бросит якорь спасения нашему режиму».

Взамен, считает политолог, правительство России поднимет тему приватизации госсобственности в Белоруссии и будет готово купить акции. «Есть что продавать. У нас даже в банковской сфере 73% уставного капитала банков является государственной собственностью. Кроме того, в госсобственности находятся предприятия машиностроения, тракторостроения, нефтепереработки, химия, калийная, соли и так далее, — говорит Богданкевич. — Россия заинтересована в том, что Беларусь шла в направлении Москвы. Вопрос только цены».

По его оценкам, Белоруссии нужно как минимум 6-7 млрд долларов. «Кредиты в миллиард не спасают Беларусь. У нас за первые три месяца дефицит торгового баланса по товарам превысил 3 млрд долларов, с учетом экспорта услуг 2,4 млрд. Даже если полностью миллиард даст Россия и два миллиарда по линии фонда ЕврАзЭС, это мало, нам нужно миллиардов 6-7 как минимум. О таких деньгах договориться не удастся, поэтому важен и МВФ для поддержания стабильности национальной валют. Или же придется переходить на российский рубль. Ведь посол России сделал такое заявление, что надо снова начинать переговоры по переходу на российский рубль. Но раньше правительство жестко заявляло, что оно не пойдет на такие шаги, но, может быть, в безвыходной ситуации вынуждено будет пойти», — рассуждает белорусский политолог.

Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Minchenko Consulting», полагает, что экономике Белоруссии нужна более существенная помощь — кредит в размере 18 млрд долларов, которые «ей никто точно не даст».

«Сегодня белорусам надо делать реальные экономические реформы. Второй пункт — это приватизация белорусской промышленности. Пока Лукашенко не хочет, его логика понятна: появляются независимые экономические игроки — появляются возможности экономическое влияние потом конвертировать во влияние политическое. Третий — адекватная кредитно-финансовая политика. Резкое обесценивание белорусского рубля, с одной стороны, связано с объективными причинами, с тем, что большую часть прошлого года многие белорусские предприятия работали в основном на склад. Но, с другой стороны, был и субъективный фактор: подъем перед президентскими выборами заработных плат, хотя реальными возможностями государства это не было обеспечено», — говорит политолог BFM.ru.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.