Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Сыграем партейку

16.01.2012
Игорь Дмитриев , Наша Версия
Создание карликовой партии с нуля обойдётся в 40–70 тысяч долларов

Внесённый президентом Дмитрием Медведевым в Госдуму законопроект о резком послаблении в регистрации политических партий заставил – редчайший случай! – имеющиеся думские фракции сплотиться в защите своих интересов. По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, законы по реформе политсистемы могут быть приняты уже в феврале – в первоочередном порядке. А действовать они начнут с 1 января 2013 года. Но пока что президентский проект открыто критикует «Единая Россия» (ЕР), в том же духе выступают КПРФ и ЛДПР. Зато о желании создать новые партии заговорили приверженцы самых разнообразных политических взглядов. Наибольшая активность, как и следовало ожидать, проявляется на правом фланге, который пока не представлен в Госдуме.

Инициатива президента РФ по упрощению процедуры регистрации политических партий вызвала шок своим радикализмом, поскольку предлагает снизить минимальный порог всего лишь до 500 человек! Даже в 10 раз меньше, чем в либеральные 90-е. Требования же к минимальной численности региональных отделений, которые должны быть образованы не менее чем в половине субъектов РФ (ныне – не менее 400 человек), отменяются вообще! Для учредительного съезда достаточно будет присутствие всего лишь двух (!) человек от большинства регионов.

Сопредседатель доселе не зарегистрированной Партии народной свободы (ПарНаС) Владимир Рыжков уже пообещал: «В этом году мы снова подадим документы на регистрацию». Ещё большую уверенность излучают инициаторы создания другой праволиберальной партии – члены президиума движения Союз правых сил (СПС) Леонид Гозман, Анатолий Ермолин, Алексей Кара-Мурза, Борис Надеждин и Виктор Некрутенко. По мнению Кара-Мурзы, в «Правое дело» вошла только треть людей, поддерживавших СПС, а оставшиеся недовольными две трети – кандидаты в новую партию. Ещё в конце прошлого года Надеждин заявлял, что руководство СПС ведёт переговоры о её создании с экс-министром финансов Алексеем Кудриным. По неофициальной информации, к новой партии может присоединиться и экс-лидер «Правого дела» миллиардер Михаил Прохоров, выдвинувшийся в президенты страны.

Не меньшими, а возможно, и большими организационными ресурсами обладает глава общероссийского объединения предпринимателей среднего бизнеса «Деловая Россия», владелец винного дома «Абрау-Дюрсо» Борис Титов. Он планирует создать праволиберальную партию «Правый поворот», костяк которой составят предприниматели. Как выразился Титов, «мы будем нести праволиберальные идеи и прагматизм, а митингам предпочитать анализ, расчёт и диалог».

В том же направлении – поддержки Кремля на правом фланге – собирается действовать и Партия дела во главе с президентом ЗАО «Новое Содружество» и ассоциации «Росагромаш» Константином Бабкиным. В прошлом году Минюст дважды отказал Партии дела в регистрации. Однако теперь, воодушевлённые грядущими юридическими послаблениями, бабкинцы намерены всё же влиться в многочисленные праволиберальные партийные ряды, дабы принять «активное участие в модернизации страны» и «проведении государственной международной политики с учётом интересов российских производителей».

Гораздо меньший ажиотаж в партстроительстве наблюдается на левом фланге. Пока здесь о создании новой партии высказался только директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он уже пытался безуспешно зарегистрировать свою партию «Родина: здравый смысл», о левой направленности которой говорила хотя бы её символика: стилизованный жёлтый контур пятиконечной звезды, разомкнутый с левой стороны, на красном фоне.

Можно ожидать аналогичных действий и от координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, который уже неоднократно пробовал зарегистрировать леворадикальную партию «Российский объединённый трудовой фронт» («РОТ Фронт»). Наконец, ещё одним ветераном борьбы с Минюстом является лидер известный писатель Эдуард Лимонов – бывший председатель Национал-большевистской партии (НБП). После того как она была запрещена по обвинению в «экстремистской деятельности», Лимонов создал новую партию – «Другая Россия», но она до сих пор не получила юридической санкции. Среди пунктов программы – национализация сырьевых отраслей промышленности и перенос столицы России в южную Сибирь.

К левому спектру можно отнести и потенциальную Партию развития информационных технологий, инициатором создания которой выступил специалист по информационной безопасности Евгений Царёв. Прообразом этой «партии IT-эшников» является Пиратская партия, зарегистрированная в ряде европейских стран и борющаяся за открытые технологии и свободу интеллектуальной собственности. 24 декабря Царёв создал соответствующую страницу в сети Facebook, на которой уже отметилось более 500 человек – вполне достаточно для регистрации партии.

Не исключает для себя возможность создания партии с перспективой выдвижения на пост президента России известный оппозиционный блогер Алексей Навальный. О возможном создании своей партии заявил и другой не менее известный «борец с коррупцией» Олег Митволь – бывший «яблочник» и префект Северного округа Москвы. Его партия будет создана на базе экологического движения «Зелёная альтернатива», которую политик возглавляет с 2009 года. По словам Митволя, его партия «сдвинет с политической арены таких гламурных оппозиционеров, как Навальный».

Среди уже анонсированных партийных проектов есть и неожиданные. К примеру, бывший депутат Думы Ставропольского края, экс-продюсер группы «Ласковый май» Андрей Разин и её солист Юрий Шатунов решили создать партию под названием «Май». Все члены «Мая» будут иметь право посещать концерты группы бесплатно.

Многочисленные политтехнологи, сильно приунывшие в последние годы из-за отсутствия работы, стали радостно потирать руки в предвкушении возвращения заказов на создание партии «под ключ». Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов считает: «Скорее всего будет существовать несколько ценовых предложений по купле-продаже политических партий. Самое дешёвое – это юридическое сопровождение регистрации без поиска членов и оргсопровождения съезда, оно обойдётся заказчику в 10–20 тыс. долларов. Создание партии «с нуля» будет стоить дороже и зависеть от регионов, в которых создаются отделения, конечная стоимость регистрации партии в 500 человек с проведением съезда обойдётся в 40–70 тыс. долларов. Наконец, большие группы политтехнологов и агентства наверняка зарегистрируют несколько партий с самого начала и будут беречь их для покупателя, который захочет приобрести уже готовую структуру, просто переизбравшись её председателем. Себестоимость регистрации и поддержания такого проекта составит около 50 тыс. долларов, продавать такую партию будут за 100 тыс. долларов, но это самый надёжный вариант, с готовой регистрацией».

Директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко прогнозирует, что на первом же этапе после принятия нового закона будет зарегистрировано около 20 партий с целью продажи их в коммерческих целях: «Сейчас, когда в выборах могут участвовать лишь семь партий, для того чтобы региональному бизнесу участвовать в выборах, приходится заносить деньги в партийную кассу, договариваться с её федеральным руководством. Возможность создания партии под себя значительно упростит бизнесу возможность активного участия в политической жизни».

Правда, по мнению главы Института избирательных технологий Евгения Сучкова, ПарНаС и другие партии, которым прежде отказывали в регистрации, «никакого влияния иметь не будут, так как появится масса партий-однодневок, которые своим количеством просто запутают избирателей». По мнению директора Института политических исследований Сергея Маркова, «количество партий увеличится почти в 20 раз». А это значит, что практически все они гарантированно останутся за бортом Госдумы, ведь на следующих выборах будет действовать 5-процентный проходной барьер.

На первый взгляд это должно быть выгодно именно ЕР. Но уж слишком она, видимо, сомневается в своих силах. Во всяком случае, лидеры фракции партии власти осмелились роптать против президентской новации и грозятся изменить её довольно радикальным образом. Лидер думской фракции ЕР Андрей Воробьёв заявил, что нужно «предусмотреть в законе нормы, чтобы партия могла себя зарекомендовать», то есть установить «минимальный срок её действия, после которого можно с уверенностью сказать, что партия существует не на бумаге, а представлена реальными людьми». А вице-спикер Госдумы и член бюро высшего совета ЕР Олег Морозов предложил поднять минимальный порог.

Впрочем, голоса, поданные за новые оппозиционные партии, будут отщипываться и от других думских фракций. Отсюда и неожиданное единодушие политических противников. Секретарь ЦК КПРФ по юридическим вопросам Вадим Соловьёв заявил: «У нас редко когда совпадают идеи с ЕР, но в данной ситуации я согласился бы с её позицией. Наиболее оптимальной численностью партии могло бы быть 5 тыс. человек, и чтобы её отделения были не менее чем в половине регионов». В том же ключе выступил и вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев: «Иначе может получиться 300 политических партий и хаос, в котором избиратель не может разобраться. Никчемные партии замусорят политическое пространство в стране». 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.