Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

У арабов – «весна», а у России – сплошные убытки

01.03.2012
Романов Александр , KM.RU Новости
Одно только падение режима Каддафи обернулось для бюджета нашей страны потерей миллиардов долларов

Поговорка, согласно которой весной день год кормит, в ситуации с весной арабской действует наоборот: каждый ее день что-то да отбирает у российских компаний. Смена очередного режима на противоположный всегда имеет один и тот же эффект – отечественный бизнес теряет выгодные контракты и рынки сбыта в регионе. Но неприятности на этом не заканчиваются: государство также вынуждено списывать обновленным арабским странам долги, которые только в Ливии и Ираке исчислялись десятками миллиардов долларов. Так что кому – весна и ликование, а кому – подсчитывать прорехи в карманах.

Ровно такая же ситуация имеет место и в Сирии. Защита Россией ее правящего режима, вызывающая ярость у западной общественности, которая не устает трубить о «кровожадности» Башара Асада, имеет целью защитить прежде всего экономические интересы нашей страны.

Между тем вчера вступил в силу новый пакет санкций ЕС против Сирии, уже 12-й по счету, напоминает «Независимая газета». Опубликованный «Официальным вестником ЕС», он предусматривает замораживание активов сирийского Центробанка, запрет на торговлю с сирийскими госструктурами золотом, драгоценными металлами, а также алмазами.

Одновременно вводится запрет на полеты в страны ЕС сирийских грузовых самолетов, за исключением смешанных пассажирско-грузовых рейсов. Это вдобавок к введенному ранее эмбарго на импорт нефти из Сирии и инвестиции в нефтяной сектор этой страны, а также запрету поставок оружия в страну, где с марта прошлого года идет вооруженное противостояние правительственных войск с оппозицией.

«Принятые сегодня решения окажут дальнейшее давление на тех, кто несет ответственность за безжалостную кампанию репрессий в Сирии. Меры направлены против режима и его способности продолжать ужасающее насилие в отношении гражданских лиц. Пока репрессии продолжаются, ЕС будет применять санкции», – заявила по поводу этого решения верховный еврокомиссар по внешней политике Кэтрин Эштон.

Кроме экономических, у России на Ближнем Востоке есть и политические интересы, основания для которых нарабатывались десятилетиями. Излишне напоминать, что «весна» вовсе не идет им на пользу. Именно поэтому Россия критикует действия Евросоюза, призывая западных партнеров рассматривать нынешнего сирийского лидера Башара Асада в качестве полноправной стороны переговоров по мирному урегулированию внутреннего конфликта.

Расстановке правильных акцентов внутри «весны» посвящена статья Владимира Путина «Россия и меняющийся мир», опубликованная 27 февраля. «Негативный окрас развитию ситуации придало вмешательство извне в поддержку одной из сторон внутренних конфликтов и сам силовой характер такого вмешательства», – говорится в ней.

В качестве примера Путин приводит Ливию. Он подчеркивает, что ливийский сценарий не должен повториться в Сирии. По мнению премьера, в результате перемен, происходящих в арабских странах, Россия теряет наработанные десятилетиями позиции на ближневосточных рынках. «Может возникнуть мысль, что сами трагические события в определенной степени были простимулированы не заботой о правах человека, а чьей-то заинтересованностью в переделе рынков», – резюмирует он.

Самый свежий пример для конкретизации потерь – Ливия. В январе 2010 года с ней было заключено пакетное соглашение, согласно которому Триполи должен был закупить российских вооружений на сумму в $1,8 млрд. Также обсуждалась возможность поставок боевых и военно-транспортных самолетов, систем ПВО – всего на $4,5 млрд. Ради этого России пришлось списать в 2008 году $4,5 млрд ливийского долга, но впоследствии о планах экспорта вооружений все равно пришлось забыть.

Не исключено, что то же самое придется сделать с выигранным «РЖД» в 2008 году тендером на строительство скоростной железнодорожной магистрали Вирт – Бенгази стоимостью €2,2 млрд. Правда, в ноябре прошлого года новое ливийское правительство заявило, что признает все контракты, подписанные с Россией, а также прежние политические международные договоренности, но с одной оговоркой. Премьер Ливии Абдер-Рахим аль-Киб сказал, что экономические контракты будут признаны недействительными, если при их подписании имели место взятки или незаконное перечисление денег кому-либо. «Ливийскому народу не под силу нести на своих плечах еще и такие расходы. Нам известно, что есть контракты с прежним режимом, где откаты составляли до 40%, а то и до половины всей суммы», – сказал он.

В тех арабских странах, где так или иначе потоптались США и их союзники, Россию всегда ожидало одно и то же. Например, из-за войны в Ираке страну были вынуждены покинуть российские инженеры и строители, выполнявшие работы по сооружению ряда объектов. Были также заморожены контракты на поставку российских материалов и оборудования, разведку и разработку нефтегазовых месторождений.

Но свято место пусто не бывает: на замену российским пришли американские компании. По оценке экспертов, в ближайшие семь лет бизнес США планирует инвестировать в Ирак (прежде всего в нефтегазовую отрасль) более $200 млрд. Вдобавок к этому иракская армия, которая до падения режима Саддама Хусейна на 85% была оснащена российским оружием и техникой, теперь приобретает американские танки, самолеты и системы ПВО. Получается, что для ОПК России этот рынок закрылся. А ведь Москве в 2008 году пришлось списать уже «американскому» Ираку $8 млрд долга. Чего ради?

Естественно, что на этом фоне возникают опасения по поводу Сирии. Последние контракты РФ с этой страной на поставку оружия оцениваются в $4 млрд, а инвестиции российских компаний, ориентированные на строительство инфраструктурных объектов, развитие энергетики и туризма, составляют $20 млрд.

Эксперты считают, что возможности России защитить национальные интересы в арабских странах ограниченные. «Ситуация не столько экономическая, сколько политическая. Поэтому восстановить свои права на те или иные контракты через суд российские компании не пытаются», – говорит адвокат Денис Быков, специализирующийся в области международного разрешения споров. По его словам, все сделки и контракты, заключенные при прежних режимах или новых властях, целиком лежат на политической почве, поэтому юридических оснований оспорить их практически нет.

Впрочем, инвестиции американцев тоже не имеют больших гарантий. Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков напомнил о нестабильной ситуации во всех «весенних» странах, и уж тем более в Ираке, где постоянно гремят взрывы. «Никто не гарантирует тем же американцам надежность их иракских контрактов», – подчеркнул он. До тех пор, пока ситуация в арабских странах не стабилизируется, в полной мере восстановить нарушенные экономические права и интересы не получится, убежден Гавриленков.

Последняя по счету, седьмая статья Путина о внешней политике из предвыборного цикла, заменившего ему программу, уже вызвала критику со стороны оппозиции, посчитавшей, что никаких Америк она не открывает и революций не производит. Внешняя политика была отложена им напоследок как самая сильная сторона его правления. Статья носит откровенно предвыборный характер, считают опрошенные «МК» эксперты. Более того, утверждают они, в «поствесенних» арабских странах нет особых перспектив не только у России, но и у США с союзниками, которые несут там расходы, превосходящие будущие выгоды с неясной перспективой. По их словам получается, что «весны» затевалась и поддерживались просто так, «из любви к искусству».

Оседлать процессы, происходящие в арабском мире, нельзя, уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Это все равно что залезть на забор с острыми стальными пиками: забраться легко, но слезать будет очень трудно. О потерях Россией рынков и денег оппозиция традиционно старается не говорить, упирая на моральную сторону любой проблемы.

Что касается избирательной кампании Владимира Путина, то она завершится на этой неделе телеобращением к избирателям. О том, что такое обращение готовится и будет записано в четверг, 1 марта, «Газете.Ru» рассказал источник, знакомый с графиком кандидата. В своей речи кандидат сможет призвать граждан прийти на выборы и проголосовать за симпатичного им претендента, предположил собеседник.

По словам политолога Евгения Минченко, ничем особенно острым нынешняя кампания не запомнилась. «Кампанию в целом можно охарактеризовать как достаточно серую, никто из кандидатов особенно не выделялся», – говорит он, отмечая, что основной мессидж путинского штаба был выражен в слогане, придуманном Жириновским, – «Путин – или будет хуже». 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.