Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Правозащитники прошли кастинг в новый СПЧ

28.08.2012
Валерия Хамраева , РБК daily
Совет по правам человека (СПЧ) при президенте отсеял заявки на членство в организации

Наибольший конкурс был среди тех правозащитников, кто хочет защищать права инвалидов, бездомных и других социально уязвимых категорий населения, защищать же избирательные права граждан хотят единицы.

Из 190 кандидатов до следующего этапа общественных консультаций дошли 83 желающих. «В основном причины исключительно формальные. Совет выдвигал определенные требования, при несоблюдении которых заявка не могла рассматриваться», — объясняет глава СПЧ Михаил Федотов. В частности, организация, выдвигающая кандидата, была обязана иметь стаж работы в области защиты прав человека и гражданского общества не менее пяти лет. «Поэтому, если заявка поступила от организации, зарегистрированной в 2012 году, совет никак не мог ее одобрить», — говорит г-н Федотов.

Были заявки от политических и религиозных организаций, которые СПЧ не мог рассмотреть, так как не занимается межрелигиозными отношениями или вопросами политических партий. «Впрочем, довольно часто аргументом для отсеивания кандидата было то, что его опыт не соответствовал выбранной номинации», — подчеркивает Михаил Федотов.

Наблюдатели, знакомые с ситуацией в совете, обращают внимание, что действующий состав СПЧ пользуется тем, что 13 написавших заявление о выходе из совета правозащитников продолжают на правах действующих членов рекомендовать на свои места экспертов. У них сохраняется льготное право подавать на рассмотрение кандидатов, поскольку их заявлениям о выходе из СПЧ не дан ход.

Среди одобренных СПЧ кандидатов оказались такие известные правозащитники, как филантроп Елена Глинка (доктор Лиза), краснодарский эколог Сурен Газарян, телеведущий Леонид Парфенов.

Как рассказал глава совета, теперь конкурс на членство в организации снизился с 14 кандидатов на место до 6. Однако есть номинации, в которых желающих осталось меньше. «После отбора в номинации «Защита избирательных прав граждан» осталось только три кандидата, а больше всего кандидатов осталось в номинации «Защита прав инвалидов, бездомных и иных социально уязвимых категорий населения», — отмечает г-н Федотов.

Правозащитник Валерий Борщев свои шансы оценивать не спешит, однако уже продумал то, чем будет заниматься в СПЧ, если пройдет отбор. «У меня направление, которым я занимался еще с 70-х годов, об общественном контроле соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, в частности, начать стоит с тюремной медицины», — отмечает правозащитник. По его словам, после «дела Магнитского» стало очевидно, что при нынешней ситуации «тюремная медицина может быть репрессивной».

Член Общественной палаты Иосиф Дискин, также прошедший отбор на следующий этап, планирует заниматься судебной реформой. «Прежде всего нужен общественный контроль в системе судейского сообщества, потому что эксперты и руководители страны неоднократно говорили о том, что оно превратилось в герметически закрытую корпорацию, и это порождает нелучшую атмосферу», — подчеркивает г-н Дискин. Кроме того, эксперт хотел бы продвигать идею Михаила Краснова, предложившего специальные судебные процедуры для обеспечения позитивно направленной отбраковки судей, не обладающих достаточными знаниями либо сознательно выносящих неправовые приговоры.

Среди одобренных оказалась и кандидатура краснодарского эколога Сурена Газаряна, в отношении которого заведено уже второе уголовное дело. «Его заявка была одобрена в номинации «Защита свободы информации», и его деятельность действительно направлена на свободу информации, в первую очередь экологической. Но участие в процессе ротации совета никак не может сказываться на уголовном процессе», — подчеркивает Михаил Федотов. Сам г-н Газарян своему отбору радоваться не спешит. «Я достаточно пессимистично отношусь к этим перспективам, несмотря на то что уважаю Михаила Федотова. Я не уверен, что нужно искать компромисс с властью», — отмечает он. Тем не менее если заявка г-на Газаряна пройдет, он собирается работать в совете, «чтобы помочь хотя бы одному человеку».

«Боюсь, что у Сурена Газаряна шансов нет никаких, а вот у Леонида Парфенова и Станислава Кучера они хорошие», — уверен директор Международного института политэкспертизы Евгений Минченко. По его словам, при окончательном выборе совета президент сохранит часть знаковых фигур, «но люди, которые занимают радикально антивластную позицию, конечно, будут отфильтрованы».

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.