Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Наш ответ Госдепу: чем займется Владислав Сурков?

11.10.2013
Лола Тагаева , Slon.ru
В ближайшее время один из главных соратников экс-куратора внутренней политики, бывшего замглавы администрации президента Владислава Суркова Олег Говорун возвращается на Старую площадь
Фото: ИТАР-ТАСС / Валерий Шарифулин

Говорун, как писали ранее «Ведомости» и «Газета.ру», возглавит Управление по социально-экономическому сотрудничеству с СНГ, Абхазией и Южной Осетией. А источники Slon, близкие к администрации президента, оценивают вероятность назначения в 95% и называют дату подписания указа: до конца следующей недели.

Сам Владислав Сурков, напомним, 20 сентября был также возвращен в Кремль – помощником президента, курирующим взаимоотношения с Абхазией и Южной Осетией.

Главный вопрос, возникший после этого назначения, будет ли Сурков использовать эту должность, чтобы «пересидеть» в ближайшем к президенту кадровом резерве, – как это сделала Татьяна Голикова, чью должность после ухода в Счетную палату тот занял, или этот пост все-таки станет реальной площадкой для возвращения Суркова к работе в политике, но не внутренней, а внешней?

Назначение Говоруна, 20 лет работавшего вместе с Сурковым и занимавшего при нем, в частности, должность главы Управления внутренней политики, произошло по инициативе его экс-шефа, говорят собеседники Slon, близкие к администрации президента. Начальника управления представляет помощник президента, который курирует соответствующее направление. Однако сам Сурков, как недавно пояснил глава администрации президента Сергей Иванов, унаследуют сферу деятельности Голиковой – Южную Осетию и Абхазию. То есть официально работа с Украиной и остальными странами, входящими в состав СНГ, в полномочия бывшего куратора внутренней политики не входит. Иванов также подтвердил, что Суркову делались и другие предложения во внешнеполитической сфере, но тот отказался.

Действительно, уже существует Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами во главе с Владимиром Черновым, есть советник президента по внешнеполитическим связям Юрий Ушаков, и переподчинение их под Суркова – серьезная переструктуризация в администрации президента. По словам политолога Евгения Минченко, Говоруну, очевидно, было некомфортно работать в министерстве, а после в предприятии Чемезова, – это было такая передержка – так же, как и Суркову было неудобно в правительстве, а тут какая-никакая политика, хотя и внешняя. И бывший сотрудник администрации президента Олег Матвейчев указывает: логично, что Сурков подтягивает в Кремль в первую очередь своих соратников.

Другой вопрос, что ему это позволяют и какие перспективы могут открыться для Суркова и его команды в будущем? По словам двух собеседников Slon, близких к окружению Суркова, по итогам переговоров в Кремле и МИДе может быть «надбавка» в виде Молдавии и Киргизии, а в дальнейшем возможна работа с другими странами – участницами СНГ. «В данный момент идут переговоры, это все-таки будет управление с несколько другими полномочиями, интересами и функциями. Не все окончательно определено с объемом работы и формальным и неформальным функционалом», – говорит собеседник Slon.

Почему тогда Сурков отказался от другой работы во внешней политике? Один из источников Slon, близких к Суркову, вспоминает, что у того всегда была такая позиция: «Мне лишних полномочий не нужно». «Что значит залезть на территорию всего СНГ? Очень сильно размазаться. Сначала надо пощупать, что они тут могут сделать нового, а потом уже заявлять о работе и попытаться большой кусок съесть», – говорит он. Например, как сейчас заставить Украину отказаться от сближения с Евросоюзом?

Поэтому в нынешней ситуации главное даже не функционал, а перспективы, которые открываются перед Сурковым. Полноценным «пиаром» России и ее интересов на постсоветском пространстве никто толком не занимался. Скорее речь шла о GR усилиями руководства МИДа и послов.

Цели и задачи наращивания влияния на постсоветском пространстве, которые формулирует президент Путин, не соответствуют имеющимся рабочим ресурсам, говорит Матвейчев. «Те кадры и службы – пусть это даже сто человек – это мониторинг, но никакого влияния. Управление Чернова – двадцать человек, два-три человека занимаются одной страной. Есть еще Россотрудничество, которое тоже не очень активно этим занимается, есть Бордюжа (секретарь Организации договора о коллективной безопасности. – Slon), есть структура Таможенного союза, и с джиаром нет проблем никаких. Но пиар, как всегда, упущен, – говорит он. – Для того чтобы его осуществлять, нужны средства, а точнее – механизм, через который бюджетные деньги могут поступать в пиар-агентства. Во внутренней политике существуют пять операторов, назначенных для работы указом президента».

Бюджеты появятся, считает глава Политической экспертной группы Константин Калачев. «Путину интересно – это главное», – говорит он. По его словам, все СНГ может стать «территорией Суркова» в рамках Евразийского интеграционного проекта. К Суркову подтянутся лояльные к проекту национальные элиты.

Одна из предвыборных статей Владимира Путина посвящена интеграции России на постсоветском пространстве, а год назад МИД по указанию президента разработал проект «Концепции внешней политики РФ», в котором говорилось, что приоритетом на ближайшие годы станет именно интеграция на постсоветском пространстве. И нельзя сказать, что «голиковские» с этим вопросом активно работали, соглашаются все собеседники Slon.

До последнего времени (победа Иванишвили в Грузии, решение Армении о вступлении в Таможенный союз) на постсоветском пространстве немногим можно было похвастаться. Выборами в сопредельных странах занимались, но обожглись. Даже в Абхазии и Северной Осетии без скандалов на выборах не обошлось.

В случае с Сурковым усиление его влияния, скорее всего, будет выглядеть как постепенная работа, шаг за шагом, говорят два собеседника Slon, работавшие с ним. Никто сразу Суркову пиар на постсоветском пространстве и в стратегически важных для России странах не поручит. Но уже появилась вчера новость об увеличении финансирования Абхазии, принятом на заседании Межправительственной комиссии по социально-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Абхазией.

Собеседник Slon, близкий к администрации президента, также объясняет сегодняшнее положение Суркова тем, что «во всех административных структурах какое-то увеличение полномочий и расширений происходит, когда в определенном направлении есть какие-то успехи». Понятно, что главное, чем будет заниматься сейчас Сурков, – это создавать ожидания от себя. По следующим шагам и назначениям можно будет всерьез оценивать перспективы Суркова во внешней политике. Этот период до января – февраля нужен для того, чтобы начать отстраивать работу, которой в Южной Осетии и Абхазии много. Во-первых, Грузия после прихода Иванишвили сменила стиль работы с кнута на пряник, во-вторых, перед Олимпиадой в этом регионе главное не допустить напряженности. Но Суркову на руку внешнеполитические амбиции Путина. Президент, например, против визового режима со странами СНГ – значит, еще во что-то верит.  

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.