Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Сенатские покои

06.02.2014
Наталья Галимова, Полина Матвеева , Газета.Ru
Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов готовятся к политической пенсии
Фотография: РИА «Новости»

Предложение Владимира Жириновского об увеличении численности членов Совета Федерации и назначении ряда сенаторов лично президентом рассматривается всерьез, сообщил «Газете.Ru» источник в Кремле. Эксперты считают, что идея лидера ЛДПР, которую поддержал также и Геннадий Зюганов, свидетельствует о том, что главы оппозиционных партий к следующим федеральным выборам готовятся уйти на покой.

Письмо с предложением увеличить численность членов Совета Федерации на 12 человек лидер ЛДПР передал Владимиру Путину на встрече 6 ноября прошлого года. Как ранее рассказывал «Газете.Ru» вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев, в своем послании Жириновский предложил назначать 12 сенаторов прямым президентским указом, «минуя исполнительную и законодательную власть». Назначенцами главы государства, по словам Лебедева, могли бы стать заслуженные и уважаемые люди, которые не должны быть привязаны к конкретному региону. Для реализации этой инициативы требуется внесение поправок в Конституцию, а именно в ст. 95, гл. 5, которая гласит: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».

После Владимира Жириновского вопрос о введении президентской квоты в СФ на встрече с Путиным 12 ноября поднимал и Геннадий Зюганов. Как ранее рассказывал «Газете.Ru» лидер КПРФ, данную идею он предварительно обсудил с главой ЛДПР. В свою очередь Путин дал поручение инициативу проработать.

Первый этап проработки, в которой были задействованы два кремлевских управления — по внутренней политике и государственно-правовое, завершился до Нового года. Тогда, по словам источника «Газеты.Ru», знакомого с ситуацией, было дано заключение (в общем-то, очевидное), что для реализации инициативы Жириновского потребуются поправки в основной закон.

Уже в начале 2014 года, утверждает источник «Газеты.Ru» во властных структурах и подтверждают два других источника, вопрос о введении президентской квоты в СФ выносился на уровень Совета безопасности.

«Это свидетельствует о том, что к предложению Жириновского отнеслись серьезно, — рассуждает высокопоставленный чиновник правительства. — Всякую ерунду на уровень Совбеза не выносят».

«Инициатива Жириновского рассматривается всерьез», — подтвердил источник «Газеты.Ru» в Кремле, отказавшись комментировать информацию, касающуюся Совбеза.

В настоящее время, по сведениям «Газеты.Ru», начался второй этап работы над инициативой. Она прорабатывается более детально: изучается международная практика назначаемости сенаторов главами государств, готовятся предложения по возможному количеству президентских назначенцев, категориям граждан, которые могут удостоиться чести стать почетными сенаторами, сроку их полномочий. Например, полномочия могут быть пожизненными или ограничены тем или иным количеством лет. Владимир Жириновский в своем письме предлагал назначать «президентских ставленников» на срок полномочий самого главы государства.

В инициативе Жириновского есть логика, считает директор Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский. «Вопрос о возможности формирования в Совете Федерации «президентской квоты» имеет под собой определенные основания, отражающие в том числе природу Российской Федерации как федеративного государства», — заявил он «Газете.Ru». Так, по словам Бадовского, в Совете Федерации «представлена только одна сторона федеративных отношений — региональная, в то время как федеральный центр своего представительства в верхней палате не имеет».

«По Конституции президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, а кроме того, ему принадлежат полномочия по согласованию интересов и разрешению разногласий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов. Поэтому возможность назначения президентом своих представителей в Совет Федерации может рассматриваться и как инструмент реализации соответствующих конституционных полномочий», — полагает Бадовский.

«Что значит «федеральный центр не имеет своего представительства в верхней палате»? Это (Совет Федерации. — «Газета.Ru») то, что представляет совокупность регионов. В верхней палате не может существовать федерального центра, — возражает Бадовскому один из разработчиков проекта Конституции Виктор Шейнис. — В наших условиях данная затея (Жириновского. — «Газета.Ru») пустая, потому что призвана создать синекуру людям, которым больше нечем заняться». Власть, напоминает Шейнис, несколько раз меняла принцип формирования СФ, «но каждый раз уходила от единственно правильной модели — выборности членов верхней палаты»: «Единственный раз выборность Совета Федерации была введена в 1993-м на два года Борисом Ельциным, который пошел на этот шаг в связи с кризисным положением».

Если говорить о международной практике назначения сенаторов главой государства, то она в том или ином виде имеет место более чем в 40 государствах мира, как в унитарных, так и в федеративных, утверждает Дмитрий Бадовский. Например, в унитарной Италии за президентом страны «закреплено право назначать пожизненных сенаторов из числа граждан, которые прославили родину выдающимися достижениями в научной, художественной, литературной сферах».

Количество пожизненных сенаторов составляет пять человек. Кроме того, в Италии пожизненными сенаторами становятся все бывшие президенты.

«В Индии, которая является федерацией, за президентом закреплено право назначать 12 из 250 депутатов верхней палаты, преимущественно за особые заслуги в искусстве, науке и общественной деятельности. Остальные депутаты назначаются законодательными органами штатов и территорий, — продолжает Бадовский. — В федеративной Канаде все 105 сенаторов назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Интересна практика унитарных государств Гренады и Никарагуа. В Гренаде генерал-губернатор, назначаемый королевой Великобритании, в свою очередь, назначает 10 из 13 членов сената. Остальные три места закреплены за оппозицией, которая сама определяется с кандидатурами. А в Никарагуа после многих лет нестабильности принято решение, что 90 из 92 депутатов однопалатного парламента избираются, а два места комплектуются «по должности»: одно отводится президенту, руководившему страной предыдущие пять лет, а другое — кандидату в президенты, занявшему второе место».

Перспективы воплощения в жизнь идеи Жириновского источники «Газеты.Ru» комментировать отказываются. Тот факт, что инициатива прорабатывается, еще не означает, что она будет реализована, подчеркивает один из собеседников «Газеты.Ru».

Эксперты в свою очередь считают, что идея ввести президентскую квоту в СФ, «рожденная» одним и поддержанная другим лидером думской оппозиции, является однозначным сигналом: Жириновский и Зюганов к следующим федеральным выборам готовятся уйти на покой. И заранее заботятся о достойных должностях для себя.

«Зюганову в 2016 году будет 72 года, Жириновскому — 70. И, конечно, уже неприлично им, как мальчишкам, скакать перед электоратом. Это должны делать другие люди», — рассуждает политолог Станислав Белковский.

По его словам, в ЛДПР фаворитом в качестве возможного сменщика Жириновского в настоящее время считается экс-кандидат в мэры Москвы Михаил Дегтярев, в то время как в КПРФ явных преемников нет. «Это могут быть самые разные люди — от Ивана Мельникова и Владимира Кашина (зампреды ЦК КПРФ. — «Газета.Ru») до молодого депутата Мосгордумы Андрея Клычкова. Однако финальный состав преемников может поменяться за три месяца до выборов (в Госдуму. — «Газета.Ru»)», — прогнозирует эксперт.

В идее назначения части сенаторов президентом Белковский видит и «второе дно»: «Зюганов и Жириновский пытаются соблазнить и Владимира Владимировича. Думаю, что речь в конце концов пойдет о том, чтобы все бывшие президенты России, включая Дмитрия Анатольевича, становились пожизненными сенаторами».

По мнению эксперта, именно в этом направлении и будет эволюционировать законодательство: «Ввести институт пожизненных сенаторов по итальянскому образцу и таким образом дать возможность ведущим политикам сегодняшнего дня уйти на политическую пенсию, сохранив определенный статус, привилегии, а главное — юридическую неприкосновенность».

«Сколько времени уже Жириновский и Зюганов лидеры своих партий? Так долго, что просто неприлично! — говорит политолог Евгений Минченко. — Будет замечательно, если для КПРФ и ЛДПР увеличение количества сенаторов станет возможностью обновить руководство». По мнению Минченко, в СФ «можно отправить» и Сергея Миронова. В конце концов, сенаторы — люди заслуженные. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.